Содержание и основные задачи антикризисного управления на микро- и макроуровнях

Антикризисное управление – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Интересно
При исследовании сущности и содержания антикризисного управления на корпоративном или микроуровне данное определение можно существенно дополнить положениями, представленными в учебнике Л.В. Згонник, согласно которым антикризисное управление должно реализовываться на любом из этапов функционирования предприятия и обеспечивать прогнозирование, предотвращение кризисных ситуаций и/или смягчать их отрицательных последствий.

Его основу составляет процесс регулярных последовательных инноваций во всех подсистемах управления предприятием, который по существу является ответной эффективной реакцией на значительные изменения извне и реализуется на основе принятия обоснованных управленческих альтернатив, предполагающих различные действия в зависимости от конкурентной ситуации.

Автор издания также считает, что с учетом современных тенденций в развитии рыночных отношений при осуществлении антикризисного управления на первое место выходит проблема своевременной и подчас стремительной адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды функционирования.

И в этом случае особенно актуальным становится применение к управлению хозяйствующим субъектом ситуационного подхода, согласно которому, как отмечает Л.В. Згонник, вся деятельность предприятия по существу представляет собой «ответ на различные по своей природе воздей-ствия извне».

Таким образом, к ключевым задачам антикризисного менеджмента на современном этапе развития теории и практики управления на микроуровне можно отнести:

  • преобразование методов и форм функционирования основных механизмов хозяйствования во всех видах деятельности экономических агентов на рынке;
  • изменение критериев оценки альтернатив разрабатываемых и принимаемых впоследствии управленческих решений на всех уровнях управления хозяйствующим субъектом;
  • разработку и реализацию стратегии и тактики функционирования и развития предприятия в условиях постоянной изменчивости внешней среды;
  • активное корректное применение передовых технологий управления;
  • использование при управлении предприятием максимального числа законных методов хозяйственного маневрирования.

Общепризнанной является связь, существующая между регулярными последовательными нововведениями во всех функциональных областях деятельности предприятия и программой антикризисного управления, разрабатываемыми и внедряемыми в организации. При этом, как правило, указывается, что антикризисный менеджмент предполагает наличие значительного количества управленческих альтернатив, эффективность применения которых зависит от сложившейся ситуации либо объективных предпосылок ее реализации. Необходим отметить, что существуют значительные содержательные отличия в принципах, методах и механизмах антикризисного управления, реализуемого на микро- и макроуровнях. Рассмотрим их более подробно.

Традиционно среди основных форм регулирования кризисных ситуаций на государственном уровне выделяют:

  • нормативно-законодательная деятельность, направленная на подготовку и принятие нормативно-правовых актов, способствующих преодолению кризисных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности общества;
  • финансовое регулирование, направленное на повышение эффективности управления совокупностью находящихся в распоряжении государства денежных средств, статьями доходов и расходов, а также порядком их формирования и использования. Данная форма государственного антикризисного регулирования реализуется через бюджетную, кредитную политику, курсовую политику Центробанка, налоговое и ценовое регулирование;
  • реализация активной промышленной политики на принципах обеспечения учета интересов всех ее участников; социально-экономической направленности; сочетания мер государственного регулирования и рыночных механизмов; адресности в отношении реализуемых мероприятий; выстраивания договорных отношений и формирования конкурсной основы для взаимодействия основных участников процесса преобразований в промышленности и пр.;
  • действенная политика выравнивания доходов, которая предполагает их перераспределение в целях реализации государством своих социальных обязательств перед обществом.

Как отмечает в своих работах д.э.н., профессор, заслуженный экономист РФ А.Н. Ряховская, важнейшими современными инструментами антикризисного бизнес-регулирования на государственном уровне являются:

  • приоритетные национальные проекты, которые в обязательном порядке имеют ярко выраженную социальную направленность;
  • федеральные целевые программы, которые носят адресный характер в рамках решаемых проблем на уровне страны или региона;
  • государственные программы, цели которых заключаются в разработке и реализации единой политики развития отдельных отраслей национальной экономики, а также достижении требуемых показателей их экономического роста.

При таком понимании сущности антикризисного управления его основная функция заключается в обеспечении нормальной бесперебойной работы предприятия в условиях высокой степени неопределенности и риска в соответствии с принятой бизнес-стратегией путем реализации необходимых организационно-экономических изменений, целесообразных к проведению в конкретной ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)