Понимание ситуативных причин возникновения эмоций

На 4-м году жизни дети начинают осознавать характер воздействия внешних причин на эмоциональное состояние человека:

  • младшие дошкольники достаточно успешно понимают эмоции по ситуациям при прослушивании историй различного эмоционального содержания. В частности, около трети 3-летних детей способны понять, что получение желаемого вызывает радость, ситуация потери – печаль, препятствие на пути достижения цели – гнев, угроза – страх. К 4-м годам дошкольники хорошо дифференцируют ситуации, характерные для переживания базовых эмоций, и способны при выполнении задания на завершение историй изложить достаточно правдоподобные причины возникновения и последствия положительных (радость, восторг, удивление) и отрицательных эмоций (грусть, злость, испуг);
  • при опознании экспрессивных схем лица дети 3–4 лет способны назвать социальные причины возникновения эмоций радости и печали, связанные с действиями окружающих (радость – «хвалят», «поздравляют», печаль – «обидели»);
  • при восприятии эмоциогенных ситуаций, разыгранных взрослым с помощью кукол, дети 4 лет легче интерпретируют ситуации возникновения радости и грусти, в дальнейшем начинают дифференцировать ситуации проявления гнева, а наибольшую сложность для них представляет интерпретация ситуаций, вызывающих страх.

Также младшие дошкольники способны понять эмоции людей в двусмысленных ситуациях – эмоционально неоднозначных ситуациях с возможностью двух вариантов эмоционального реагирования. Это становится возможным при условии, если эмоциональные реакции в той или иной ситуации являются контрастными (например, переживание радости или грусти в ситуации прихода в детский сад и расставания с матерью). Напротив, дифференциация отрицательных эмоциональных реакций людей на одну и ту же ситуацию (например, переживание страха или печали в ситуации угрозы наказания за непослушание) представляет для детей сложность и зависит от характера интерпретации ими этой ситуации.

Обратим внимание на взаимосвязь уровня понимания 3-летними детьми эмоций по ситуациям и формой проявления эмпатии по отношению к сверстникам:

  • у детей с высоким уровнем понимания эмоций радости, печали, гнева и страха доминирует гуманистическая форма эмпатии, которая характеризуется наличием интереса к эмоциональному состоянию сверстника и яркого эмоционального реагирования на его состояние, способностью идентифицироваться с ним, активно включиться в ситуацию и попытаться ему помочь, или смешанный тип эмпатии – промежуточный при переходе от эгоцентрической эмпатии к гуманистической;
  • более половины детей со средним уровнем понимания эмоций по ситуациям имеют смешанный тип эмпатии или эгоцентрическую форму ее проявления, для которой характерны стремление ребенка отвлечь внимание взрослого на себя и «изобразить» сопереживание сверстнику ради получения похвалы и одобрения, а в ряде случаев и агрессивные проявления в адрес сверстников при попытке завладеть понравившимся предметом;
  • четверть младших дошкольников с низким уровнем понимания эмоций имеют низкий уровень эмпатии: они не проявляют интереса к эмоциональному состоянию сверстников, слабо реагируют на их переживания, а если и совершают эмпатийные действия, то лишь по побуждению взрослого; у остальных детей развитие эмпатии идет по типу эгоцентрической.

Следовательно, понимание эмоциональных состояний людей по ситуациям – один из факторов развития у детей 3–4 лет эмпатических проявлений по отношению к сверстникам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)