Понимание регуляции эмоций

Дети 3–4 лет имеют представления о функциональной связи между отрицательными эмоциями (гнев, печаль, страх) и конкретными стратегиями их регуляции. Они делают выбор в пользу стратегии поведенческого отвлечения для преодоления грусти («выйти на улицу и заняться чем-то другим, чтобы перестать грустить»); демонстрируют осведомленность о таких стратегиях регуляции эмоций, как поведенческое отвлечение (печаль – «играю»), отвлечение от эмоционально напряженной ситуации на физическом уровне (гнев – «уши закрываю»), вентиляция (гнев – «ногами топаю», страх – «плачу», «кричу»), поиск социальной поддержки (гнев – «когда я злюсь, я зову маму»).

Лучшим способом снижения гнева дети считают изменение негативной ситуации, а эффективным способом преодоления печали и страха – стратегию поведенческого отвлечения (переключение на другую деятельность).

Вместе с тем дети этого возраста часто отдают предпочтение относительно неэффективным стратегиям регуляции эмоций – руминации («застревание» на негативных переживаниях) и вентиляции (непосредственное выражение негативных чувств), хотя и считают более результативной стратегию обращения к матери, отражающую поиск социальной поддержки для улучшения самочувствия. Обратим внимание, что младшие дошкольники еще не способны понять эффективность использования когнитивной регуляции эмоций (переключение внимания на приятные мысли для изменения эмоционального состояния), что связано с особенностями развития модели психического в этом возрасте.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)