Подходы культурологического направления

В последней четверти XX века следующим этапом развития гуманистической педагогики стало одно из направлений, а именно, культурологическое направление, развитие которого в этот период связано с несколькими подходами.

Интересно
Гуманитарный подход – включение ученика через диалог в ситуацию события в пространстве культуры; ориентация на развитие нравственно – эстетической отзывчивости; воспитание бережного отношения к предметам культуры, понимание роли познания и искусства в жизни человека.

Даёт «очеловечивание» предметов и явлений науки и культуры, восприятие научных открытий и произведений искусства как продукта творчества реальных людей.

Содействует проявлению осознанного отношения человека к окружающему миру и умений выражать свое отношение как в словесной форме, так и в движении, через музыкальные и художественные средства, через предметную деятельность.

Его представители – Л. Кольберг, Д. Хассард (США), В. Библер, С. Алексеев, Б. Неменский, Д. Кабалевский, Ш. Амонашвили, Е. Ильин, В. Ситаров, Е. Ямбург (Россия) и т.п.

Интегрированный подход рассматривает ориентацию на предоставление равных шансов и полноценной жизни для обучаемых с определенным отставанием в психическом, умственном или физическом развитии.

Это проявляется путем создания учебного заведения, объединяющего в своих стенах учащихся с разными задатками, способностями и особенностями развития и создания атмосферы терпимости, уважения слабости, взаимопомощи и ответственности.

Всё выше сказанное позволяет поддерживать дружественные отношения и рабочую обстановку в группе даже при наличии глубоко неполноценных индивидов.

А также оптимального использования форм и методов обучения, гарантирующих человеку максимальную степень связанной с его ущербностью специализации обучения, необходимой в каждом индивидуальном случае.

Плюс естественное взаимодействие здоровых и ущербных учеников создает благоприятные условия для социализации и нравственного становления как аномальных индивидов, так и их нормальных сверстников.

Экологический подход характеризуется ориентацией на формирование ценностного отношения к окружающему миру, на развитие нравственного отношения человека к собственной физической природе и природной среде, частью которой он является.

Формирует навыки естественного, здорового образа жизни; учебную деятельность как изучение физических, биологических, социальных аспектов окружающей среды; исследование экологических проблем местного, регионального и глобального характера.

Педагогика творчества – решение двух взаимосвязанных проблем: проблемы личностного самосовершенствования, созидания своей творческой судьбы, своего творческого пространства и проблемы создания благоприятной среды для реализации творческого потенциала человека в процессе обучения.

Интересно
Совершенствование форм самовыражения на основе овладения различными приемами творческой деятельности. Представители данного направления: В. Гордон, Б. Галиан (США), проект «ТРИЗ» (Россия) и др.

Широкую популярность получают в этот период идеи «семейной педагогики», представителей которой вполне правомерно рассматривать как авторов самостоятельных проектов гуманистической педагогики в рамках направления «открытые школы».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)