Компоненты педагогической системы

Совокупность динамических характеристик и компонентов восприятия человеком времени своей жизни позволяет предположить, что одним из исходных положений существования педагогической системы гуманистической ориентации выступает максима о создании такого качества образовательного пространства.

Пространство, в котором оптимальным способом учитываются принципиальные характеристики содержательного времени жизни взаимодействующих субъектов педагогического процесса и соотносятся основные этапы и циклы каждого из воспринимаемых ими аспектов бытия.

«Возможное измерение» позволяет изучить и объяснить, что эффективность и продуктивность педагогической системы и происходящих в ней изменений не может быть полностью задана произвольно путем изменения структуры этой системы, а всегда находится в естественной зависимости от субъективных и индивидуальных характеристик входящих в нее людей.

Обозначая данный уровень анализа педагогической системы, попытаемся соотнести имеющиеся теоретические положения и выявить возможные способы познания актуальности каждого из основных компонентов педагогической системы для людей, являющихся ее членами:

  • цели образования,
  • содержание образования,
  • формы и средства педагогического процесса,
  • жизненное пространство,
  • результат.

Для этого воспользуемся методом моделирования восприятия педагогической системы ее субъектом через совокупность оцениваемых им различных аспектов содержательного времени жизни.

Компоненты педагогической системы

Соотношение субъективного восприятия педагогического процесса различными его субъектами в той или иной степени может быть представлено через событие в едином образовательном поле педагога и обучаемого с их индивидуальными характеристиками содержательного времени жизни:

Компоненты педагогической системы

Реальную сложность структуры и процессов, происходящих в педагогической системе как социальном феномене, можно понять, если уяснить следующие два момента: во-первых, на всех обозначенных выше четырех уровнях процессы идут зависимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и многомерных взаимосвязях.

Во-вторых, проявления социокультурного поля имеют различную степень сложности (макро-, мезо-, микро-), когда тенденции и отклонения социокультурного развития, встроенные в социальные события глобального, регионального, локального и даже личностного характера, в значительной степени взаимо определяют друг друга.

Важный критерий, по которому различаются типы этих процессов, связан с причинными факторами движущих сил изменений системы. Вопрос заключается в том, находятся они внутри самого процесса или действуют извне.

В первом случае речь идет об «эндогенном» процессе (с имманентной, то есть внутренней причиной), во втором – об «экзогенном» (с внешней причиной).

Эндогенные процессы раскрывают потенциальные возможности, свойства и тенденции, заключенные внутри изменяющейся реальности; экзогенные – реактивны и адаптивны и являются ответом на вызов (давление, стимул) извне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)