Точность и тренировка психомоторики
Исследования В. П. Багрунова (1980-е гг.) показали, что мужчины превосходят женщин по интеграции двух параметров психомоторики: скорости и точности, но уступают им в проявлении тренировочного эффекта (психомоторные функции лучше поддавались тренировке у женщин).
Выяснилось также, что мужчины лучше решают новые сенсомоторные задачи, а женщины — стереотипные. В целом мужчины отличаются более высокой видовой изменчивостью в области моторики, а женщины — индивидуальной изменчивостью.
Исследования В. П. Багрунова
Было проведено 5 серий экспериментов (425 опытов, 20336 измерений, 341 мужчина и 268 женщин), где изучались половые различия в психомоторике.
1-я серия: скорость простейших движений. Испытуемые (97 мужчин и 89 жен-шин — студентов и абитуриентов факультета психологии Ленинградского университета) должны были как можно скорее чертить вертикальные отрезки карандашом на бумажном листе в клетку: по команде экспериментатора испытуемые чертили 24 отрезка в максимально быстром темпе; каждые 15 с надо было начинать с нового ряда. Было проведено два эксперимента продолжительностью 5 мин с интервалом в 1 час.
2-я серия: скорость простых сенсомоторных движений (48 мужчин и 47 женщин в возрасте от 20 до 40 лет делили горизонтальные отрезки пополам — 240 раз подряд).
3-я серия: изучалась скорость надевания мелких колеи на стержень (88 мужчин и 56 женщин в возрасте 18-25 лет).
4-я серия: точность бросков мяча по баскетбольному кольцу (испытуемые те же, что ив 3-й серии).
5-я серия: объем движений, характерных для деятельности оператора дискретного слежения (20 мужчин и 20 женщин в возрасте 1 8-25 лет производили подряд по 80 однотипных движений с амплитудой 10, 80 и 1 60 мм, т. е. всего 240 движений).
Иначе говоря, мужчины меньше похожи друг на друга, чем женщины, они более оригинальны в своих проявлениях, даже на уровне двигательных функций. Женщины же, мало отличаясь друг от друга, в различных ситуациях могут быть «непохожими на самих себя».
На подобное отличие мужчин и женщин обратил внимание В. М. Аллахвердов (1993), и оно соответствует житейским представлениям о половых различиях — женщину обычно характеризуют как непостоянную, непредсказуемую, в отличие от мужчины.
В то же время такие житейские представления противоречат научным данным о большей стабильности женского организма и женской психики по сравнению с мужскими. Объяснение подобного противоречия содержится в вышеупомянутой гипотезе В. П. Багрунова о более высокой видовой изменчивости мужчин и индивидуальной — женщин.
Очень важным является и вывод этого исследователя о большей способности к тренировке стереотипных движений у женщин, а также преимуществе мужчин в освоении новых движений. Эти особенности мужнин и женщин необходимо учитывать при составлении программ их обучения моторике: в спорте, в профессиональном обучении и т. п.
Интересные данные были получены в психологии спорта при изучении испытуемых, стоящих на разных ступенях овладения мастерством. В целом прослеживается следующая закономерность: более важным фактором, чем пол, является квалификация спортсмена. Приведем некоторые конкретные результаты.
В исследовании спортсменов, стреляющих из лука, проведенном Б. И. Стру-ком, женщины, имеющие равную с мужчинами квалификацию, хотя и делали больше ошибок, но различия были не столь значимы, как между спортсменами, достигшими высокого уровня мастерства (мастера спорта и мастера международного класса) и стрелками И-И1 разрядов.
Такие же результаты были получены и К. А. Кеберлинским в исследовании спортсменов-гандболистов. Кроме того, эффект тренировки с обратной связью был примерно одинаковым и для мужчин, л для женщин.
Исследование К. А. Кеберлинского
Испытуемые: спортсмены-гандболисты трех категорий: а) две мужские команды мастеров; б) две женские команды мастеров; в) две мужские команды с юношеским разрядом; в каждой команде — по 11 чел.; всего — 66 чел. (22 женщины и 44 мужчины).
Половина испытуемых (по одной команде в каждой категории) — основные испытуемые, другая половина — контрольная группа. Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлинского (см. Приложение).
Измерялась точность попадания в макет ворот и ошибки. Каждый испытуемый выполнял по 270 бросков. Основной группе давалась обратная связь (сразу после броска сообщалась величина ошибки), а контрольной — нет. С каждой группой было проведено 50 тренировочных занятий с включением упражнений на точность бросков мяча по воротам (3 раза в неделю по 2 часа).
Результаты: точность бросков зависит от квалификации спортсмена, а не от его пола; обратная связь позволяет улучшить показатели у обоих полов.
Величина средней ошибки в точности бросков по воротам в гандболе (по К. А. Кеберлинскому)
Испытуемые | Экспериментальные группы | Контрольные группы | ||
до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента | |
Мужчины — мастера спорта | 25,5 | 14,1 | 25,5 | 21,6 |
Женщины — мастера спорта | 27,0 | 16,9 | 27,6 | 24,6 |
Юноши-разрядники | 29,5 | 22,3 | 30,0 | 27,3 |
Процент точных попаданий в заданные квадраты гандбольных ворот (по К. А. Кеберлинскому)
Испытуемые | Экспериментальные группы | Контрольные группы | ||
до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента | |
Мужчины — мастера спорта | 39,0 | 72,0 | 38,0 | 44,4 |
Женщины — мастера спорта | 36,0 | 65,6 | 35,0 | 40,2 |
Юноши-разрядники | 31,0 | 57,2 | 30,4 | 35,5 |
Н. В. Ирбеник выявил при изучении спортсменов-баскетболистов отчетливые половые различия, связанные с пространственной ориентировкой и управлением движением во время совершения прыжка.
В обычной ситуации, в своем привычном варианте мужчины, независимо от возраста и квалификации (и мужчины-перворазрядники, и юноши-второразрядники), выполняли броски баскетбольным мячом в корзину в высшей точке полета только в 58% случаев, а в остальных случаях делали это либо до, либо после прохождения высшей точки. Женщины всегда совершали бросок до прохождения высшей точки.
Получая задание совершить бросок в высшей точке полета, женщины часть бросков выполняли по инструкции, но большую часть бросков совершали все же до прохождения высшей точки.
Очевидно, эти результаты объясняются сложностями определения пространственного положения тела и вследствие этого — трудностями управления своими движениями в безопорной фазе, причем эти сложности и трудности более выражены у женщин.
Удивительно, что, судя по результатам, женщины более высокой спортивной квалификации уступали в этом плане более молодым и менее квалифицированным юношам. То есть здесь налицо так называемый гендерный эффект, когда фактор пола оказывается более значимым, нежели другие факторы (в частности, уровень мастерства).
Исследование Н. В. Ирбеника
Испытуемые: спортсмены-баскетболисты (3 группы: мужчины и женщины — I разряд; юноши — II разряд). С помощью специального прибора регистрировалась высота прыжка и одновременно — момент броска мяча в корзину (на ладони спортсмена укреплялось контактное устройство, которое размыкалось во время броска мяча; этот момент фиксировался на приборе, который отмечал высоту прыжка).
Испытуемые получали последовательные задания совершить бросок мяча в корзину: а) во время обычного прыжка; б) затем на высшей точке полета; в) до достижения этой точки; г) после прохождения этой точки.
Результаты (табл. 4.5): отчетливые половые различия. В обычной ситуации, в своем привычном варианте мужчины, независимо от возраста и квалификации (и мужчины-перворазрядники, и юноши-второразрядники), выполняли броски в высшей точке полета только в 58% случаев, а в остальных случаях делали это либо до, либо после прохождения высшей точки. Жещины всегда совершали бросок до прохождения высшей точки.
Получая задание совершить бросок в высшей точке полета, женщины часть бросков выполняли по инструкции, но большую часть бросков совершали все же до прохождения высшей точки.
Очевидно, эти результаты объясняются сложностями определения пространственного положения тела и вследствие этого — трудностями управления своими движениями в безопорной фазе, причем эти сложности и трудности более выражены у женщин.
Этот результат согласуется с данными о худшем развитии зрительно-пространственных способностей у женщин по сравнению с мужчинами — одном из наиболее устойчивых различий, которое повторяется во многих исследованиях.
Остается сожалеть, что при изучении спортсменов группа испытуемых, имеющих юношеский разряд, состояла только из мужчин. Сравнение их с девушками той же спортивной квалификации сделало бы результаты изучения половых различий еще более наглядными. Этот пробел могут восполнить новые исследования.
В заключение в этом разделе приведем данные из книги Н. Н. Даниловой, которые имеют отношение к точности моторики. У мужчин лучше формируются двигательные навыки прицеливания, метания, перехвата различных снарядов, а женщины быстрее справляются с заданиями, где требуются точность и даже ювелирность движений рук.
Процент попаданий баскетбольного мяча в корзину в различные моменты полетной фазы прыжка (по Н. В. Ирбеник)
Броски | Мужчины, I разряд | Женщины, I разряд | Юноши, II разряд | ||||||
До высшей точки | В высшей точке | После высшей
точки |
До высшей точки | В высшей точке | После высшей
точки |
До высшей точки | В высшей точке | После высшей
точки |
|
Обычные | 19 | 58 | 23 | 100 | 0 | 0 | 33 | 61 | 6 |
В высшей точке | 12 | 61 | 27 | 65 | 35 | 0 | 12 | 70 | 18 |
До высшей точки | 49 | 47 | 4 | 100 | 0 | 0 | 50 | 50 | 0 |
После выспей точки | 8 | 32 | 60 | 33 | 59 | 8 | 33 | 40 | 27 |
- Использование различных речевых паттернов на переговорах
- Предпочитаемые способы разрешения конфликта
- Личностные характеристики мужчин и женщин
- Девиантные отношения
- Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье
- Различия в отношении к сыновьям и дочерям
- Демонстрация гендерно-типичных черт своего пола в повелении
- Стили поведения матери и отца
- Разделение видов ответственности за детей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу