Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Необходимо сказать, что теория ОРД выделяет еще один вид контроля – судебный контроль, который хоть и не закреплен прямо в ФЗ об ОРД, но исходя из практики работы оперативно-розыскных органов имеет место быть. Судебный контроль занимает особое место в контроле за оперативно-розыскной деятельностью.

Значение и особенность судебного контроля определяется тем, что суд является независимым органом государства, разрешающим в соответствии с законом конфликты интересов в обществе. При этом суд не проводит систематических плановых проверок в иных, кроме судебной, сферах деятельности.

Судебный контроль имеет место исключительно при наличии такого конфликта и обращения одной из его сторон в судебный орган. Судебный контроль, в отличие от иных видов контроля и прокурорского надзора, не может быть инициативным со стороны самого суда. Особенностью судебного контроля является и то, что основной его задачей является обеспечение прав и свобод личности в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Особое положение суда в обществе определяют следующие особенности судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью:

  • судебный контроль направлен на обеспечение прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • судебный контроль осуществляется только при наличии предусмотренных законом оснований, а именно:
  • необходимости проведения оперативным аппаратом оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища;
  • причем юридическую силу рассматриваемое основание приобретает только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  • лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
    событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • реального или мнимого нарушения органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, требований закона в сфере оперативно-розыскной деятельности;
  • поводы осуществления судебного контроля:
  • обращение в суд оперативного аппарата для получения судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан;
  • поступление в суд жалобы о нарушении оперативным аппаратом требований закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Предмет ведения судьи в ОРД:

  • рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении отдельных ОРМ (см. ст. 9 Закона);
  • последующая проверка законности решений и действий оперативно-розыскных органов и их должностных лиц (см. ч. 2, 3 ст. 5 Закона);
  • разрешение споров между судьей (нижестоящего суда) и оперативным подразделением в связи с отказом в проведении ОРМ (см. ст. 9 Закона).

Законодатель возложил на судью следующие обязанности (см. ст. 9 Закона):

  • судья не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления;
  • судья рассматривает материалы незамедлительно;
  • судья обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения ОРМ;
  • руководители суда создают условия, обеспечивающие защиту сведений (в т.ч. составляющих государственную тайну), содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Для реализации перечисленных обязанностей судья наделен соответствующими правами:

  • судья вправе разрешить или отказать в проведении соответствующего ОРМ;
  • судья вправе продлить срок действия постановления об ограничении прав лица;
  • по требованию судьи ему могут представляться дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ;
  • судья в особом случае может обязать оперативное подразделение предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 5 ФЗ об ОРД;
  • судья вправе потребовать от оперативных сотрудников предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (см. ч. 5 ст. 5 ФЗ об ОРД).

Предоставленные оперативным аппаратом в суд материалы на получение судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, рассматриваются судьей единолично и незамедлительно по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. При этом судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Рассмотрев представленные оперативным аппаратом материалы и установив наличие законных оснований на проведение оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права и свободы личности, судья выносит решение о проведении этого мероприятия. В случае отсутствия оснований на проведение оперативно-розыскного мероприятия судья отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. При необходимости продления срока действия судебного решения о проведении оперативно-розыскного мероприятия оперативный аппарат вновь представляет судье материалы, на основании которых в общем порядке принимается новое судебное решение.

Интересно
В случае отказа судьи в проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права и свободы личности, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Рассмотрение оперативных материалов вышестоящим судом включает в себя как контроль за законностью в оперативно-розыскной деятельности, так и контроль вышестоящего суда за рассмотрением оперативных материалов нижестоящими судами.

Поступление в суд жалоб на незаконные действия должностных лиц оперативных аппаратов предусматривается ч. 4 ст. 5 ФЗ «Об ОРД». В соответствии с названной правовой нормой лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана и которое располагает фактами незаконного проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации. В случае отказа в предоставлении запрашиваемых сведений лицо вправе обжаловать этот отказ в судебном порядке.

При рассмотрении дела в суде обязанность доказывания обоснованности отказа в предоставлении лицу сведений возлагается на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, первостепенной задачей контроля является недопущение нарушений принципа законности, прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, а также повышение эффективности и результативности борьбы с преступностью в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)