Структура педагогического процесса

Педагогический (учебно-воспитательный и образовательный) процесс – это движение от целей образования к его результатам путем последовательной смены состояний педагогического взаимодействия (педагогических воздействий и ответных реакций). Таким образом, педагогическое взаимодействие выступает как фактор развития педагогического процесса, обеспечивая последовательные изменения всех его участников: учащиеся изменяются в положительную или отрицательную сторону в воспитанности и обученности, а педагог пополняет (или теряет) свою профессиональную компетентность.

Высший уровень развития педагогического процесса характеризует такое системное свойство, как целостность – результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в этом процессе. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие при относительной автономности.

Начиная с «Великой дидактики» Я.А. Коменского, самой распространенной является точка зрения, сводящая целостный педагогический процесс к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательной и воспитательной функций.

Другая точка зрения на целостность педагогического процесса: педагогический процесс
представляет собой единство не только обучения и воспитания, но и воспитания как единства
направлений воспитательных процессов: умственного, нравственного, эстетического, физического и др. Эта точка зрения ориентирует педагогов-практиков на построение единой целостной системы воспитания, подчиненной единой логике.

Ряд ученых сводит целостность педагогического процесса к характеру взаимодействия педагогов и воспитанников, например к единству отношений учителей со школьниками и школьников между собой.

Некоторые специалисты представляют педагогический процесс как педагогическую деятельность. В этом случае его целостность проявляется в единстве составляющих деятельности педагога: диагностики, проектирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса.

Авторам сущностная характеристика педагогического процесса как целостного процесса видится в реализации единства всех компонентов содержания образования, отражающих образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности
деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника. При этом целостность деятельности воспитанника выражается в единстве учения и других видов деятельности, а целостная педагогическая деятельность предполагает единство преподавания и воспитательной
работы.

Одна из дефиниций педагогического процесса основана на представлении его в виде специально организованного взаимодействия педагогов и обучаемых (педагогического взаимодействия) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Авторы приведенного определения считают, что «с позиции системного подхода
безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического
процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия,
организационных форм и т. п. Они так же, как и цель, имманентны динамической системе
“педагог – воспитанник”. В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы,
приемы, формы организации и другие элементы педагогического процесса».

Заявленная в этом утверждении позиция не является общепринятой, поскольку
признание имманентными (пребывающими внутри системы «педагог – воспитанник») целей,
методов, средств, организационных форм педагогической деятельности не дает никаких
оснований для отказа от возведения их в «ранг структурных компонентов педагогического
процесса».

Например, Г.Б. Корнетов считает, что «педагогика выявляет структуру образования как педагогического процесса, его взаимосвязанные элементы (участников, цели, содержание, методы, формы, средства), рассматривает в широком социокультурном контексте с учетом
антропологических оснований закономерности их функционирования».

В.С. Безрукова, анализируя структуру педагогического процесса, представленную на рисунке 1, пишет: «Это классическая структура педагогического процесса, выстраданная всей историей теоретической и практической педагогики. Из шести компонентов состоит деятельность любого педагога по организации воспитательных отношений: и талантливых А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, и бездарного, имя которого не знает никто, кроме его несчастных учеников. Эти компоненты для педагога, как ноты для музыканта: ими можно сыграть и сонаты Бетховена и простенькую песенку».

Рис. 1. Структура педагогического процесса

Более полного выявления структурных связей в педагогическом процессе можно достичь, если учесть деятельность его субъектов (рис. 2).

В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение: преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Следовательно, педагогический процесс является динамической системой, системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая построение иерархии, субординацию элементов системы по вертикали.


Рис. 2. Деятельность преподавания и деятельность учения в структуре педагогического процесса

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)