Сексуальные установки детей и юношества
Выше были приведены примеры зарождающейся сексуальности во взаимоотношениях девочек и мальчиков. Удивительно, но она появляется в условиях половой сегрегации и даже конфронтации полов (порой очень жесткой).
Однако нормальные гетеросексуальные отношения были бы невозможными, если бы половая сегрегация и конфронтация полов с возрастом не разрушались. При этом новые отношения складываются в старых условиях, и это непросто.
Девочки и мальчики вступают во взаимоотношения друг с другом со старым багажом — в виде мальчишеской и девчоночьей субкультур. Важную роль при этом играют существующие взгляды и установки детей разного пола по отношению к сексу и различным проблемам, связанным с ним.
Исследование английских ученых Дж. Хелстеда и С. Вейт продемонстрировало, что уже в младшем школьном возрасте складываются две различные сексуальные субкультуры, принадлежащие разным полам.
Исследование сексуальных установок и аттитюдов у детей Аж. Хелстеда и С. Вейт(Великобритания)
Испытуемые: 35 детей обоего пола, возраст 9-10 лет. Метолика: беседа об отношении к сексу. Результаты:
- девочки рассказывали с желанием, используя словесные конструкции с большим количеством деталей; обнаружили серьезную рефлексию;
- мальчики использовали короткие фразы и шуточки, а также сексуальный сленг;
- источником сексуальной информации у девочек является семья;
- мальчики получают сексуальную информацию от друзей-мальчиков и из средств массовой коммуникации;
- девочки больше интересовались сексуальными взаимоотношениями людей, боялись испытать душевную боль от возможной потери ребенка, а также боялись ранней беременности;
- мальчики больше интересовались контрацепцией, абортами, механизмами полового сношения и рождения детей;
- девочки были более реалистичны во взглядах на карьеру и семью, понимая угрозу наркотиков, алкоголя и насилия;
- мальчики демонстрировали отсутствие страха и шуточное отношение к сексу и насилию.
Выводы: имеются две различные сексуальные субкультуры у мальчиков и девочек.
Половые различия сексуальных установок английских детей 9-10 лет
Характеристика | Девочки | Мальчики |
Сексуальная речь | Большое число деталей, серьезная рефлексия | Короткие фразы и шуточки, сексуальный сленг |
Источник сексуальной информации | Семья | Друзья-мальчики и средства массовой коммуникации |
Интерес | К сексуальным взаимоотношениям людей | К контрацепции, абортам, механизмам полового сношения и рождения детей |
Страхи | Испытать душевную боль от возможной потери ребенка; ранней беременности | Демонстрировали отсутствие страхов |
Отношение к угрозе наркотиков, алкоголя и насилия | Серьезное .понимание | Шуточное |
Таблица отчетливо демонстрирует наличие таких субкультур. Как показано выше, мальчики и девочки растут в условиях половой сегрегации, поэтому неудивительно, что у них складываются совершенно разные взгляды и установки по отношению к сексу.
Девочки выглядят более взрослыми и серьезными, а мальчики демонстрируют легкомыслие и все тот же «хулиганский» стиль.
А ведь в будущем, став взрослыми, женщины и мужчины будут вступать в сексуальные взаимоотношения, и им придется либо корректировать свои установки, либо испытывать массу эмоциональных проблем от взаимного непонимания.
Поэтому вполне понятна тревога ученых и воспитателей за будущее этих детей. И не случайно ставится вопрос об их сексуальном воспитании.
Я не ставлю перед собой задачу проследить возрастной аспект становления сексуальности, скажу лишь, что в подростковом возрасте, с началом полового созревания и «всплеска гормонов», разрушается половая сегрегация и соответствующая ей конфронтация полов и складываются новые взаимоотношения между мальчиками и девочками.
Они учатся друг у друга, узнавая взгляды и отношение до сих пор неизвестного пола, однако этот процесс очень труден и не всегда успешен.
К юношескому возрасту (а порой и ко взрослости — что демонстрирует книга Г. Ф. Келли, 2000) они подходят все с тем же багажом разных сексуальных субкультур. Это демонстрирует ряд исследований.
Мак-Кэб и Коллинз спрашивали 16-17-летних юношей и девушек об их сексуальных отношениях. Начать сексуальную жизнь (вплоть до уровня законченного полового акта) хотели 45% юношей (они стремились достичь большей интимности с девушками на всех уровнях — и эмоциональном, и сексуальном).
Среди девушек, которые были влюблены и встречались с юношами, только 8% желали физической близости. Если девушки соглашались на половой акт, то испытывали при этом вину.
Даже в студенческом возрасте 44% женщин сообщали, что они начали сексуальную жизнь под сильным давлением мужчины-партнера.
Это американские исследования конца 1980-1990-х гг., и, таким образом можно сделать вывод, что несмотря на сексуальную революцию, половые различия в сексуальных установках имеют место.
Когда создается пара влюбленных, оказывается, что участники ждут от отношений различных вещей. Мужчины ориентированы на получение удовольствия — от самого секса и от возможности весело проводить время с партнершей.
Женщины же ориентированы на создание долговременных прочных отношений, которые именуются любовью. Эти половые различия были установлены во многих странах Запада, в различных этнических группах всех экономических уровней.
Таким образом, это устойчивое культурное образование, свидетельствующее о различиях сексуальных субкультур мужчин и женщин.
Таким образом, во взрослую жизнь юноши и девушки вступают, имея различные установки на секс и сексуальные отношения, и этот груз нередко порождает конфликты.
Во взрослости женщины и мужчины нередко демонстрируют приверженность к различным любовным стилям. Рассмотрим это явление более подробно.
Сегодня популярна типология любовных стилей, которую в 1986 г. разработали К. и С. Хендрик. Она включает 6 типов любви, обозначаемых греческими терминами:
- эрос — чувственная любовь (страстность, преданность, физическое влечение);
- людус — любовь-игра (множество партнеров, легкое, безответственное отношение к любви как к игре);
- мания — болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им (одержимость, страстность и ревность);
- прагма — любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера;
- агапэ — альтруистическая, жертвенная любовь (главная ее цель — счастье любимого человека);
- сторге — любовь, основанная на прочной дружбе и уважении к партнеру.
Разумеется, у одного и того же человека может наблюдаться сочетание различных стилей. Какие же стили предпочитают мужчины и женщины? М. Дэвис в своем исследовании установил, что мужчины предпочитают эротический и игровой стили (эрос и людус) и отвергают альтруистический и болезненный (агапэ и манию).
Женщины в своих отношениях с мужчиной стремятся к альтруистической любви (агапэ) и отрицательно относятся к легкомысленному стилю (людус).
Это исследование демонстрирует, что гендерные стереотипы проявляются и в сексуальных установках. Это не означает, что все мужчины проявляют в любви легкомыслие, а женщины — альтруизм. Однако разница в установках в самом деле может порождать конфликты в сексуальных отношениях.
Альтруистичная женщина ждет от мужчины ответного стремления к самопожертвованию, а мужчину, настроившегося на легкий флирт, такое стремление женщины может раздражать и вызывать опасение, что им хотят покомандовать.
Во избежание конфликтов психологи рекомендуют выяснять эти установки партнеров в самом начале отношений. С другой стороны, все это не означает, что оба партнера не способны меняться. Длительные счастливые любовные отношения невозможны без того, чтобы мужчины и женщины не учились друг у друга.
Важнейшим элементом сексуальных взаимоотношений является экстремальная ситуация в виде измены и угрозы разрыва отношений. Здесь мужчин и женщин подстерегают дополнительные сложности, поскольку они могут по-разному относиться к этой ситуации и вести себя в ней.
- Использование различных речевых паттернов на переговорах
- Предпочитаемые способы разрешения конфликта
- Личностные характеристики мужчин и женщин
- Девиантные отношения
- Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье
- Различия в отношении к сыновьям и дочерям
- Демонстрация гендерно-типичных черт своего пола в повелении
- Стили поведения матери и отца
- Разделение видов ответственности за детей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу