Самостоятельная работа учащихся, ее виды
В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.
В условиях научно-технической революции быстрое «старение» сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний.
Однако самопроизвольное формирование рациональных приемов учения, работы с книгой – основным источником информации, как показывает опыт, протекает медленно и малоэффективно. Поэтому школьников нужно учить методам самостоятельной учебной работы.
Можно выделить такие виды самостоятельной работы учащихся, как:
- работа с книгой, учебной и справочной литературой, составление конспектов, что является традиционным и давно испытанным видом самостоятельной работы;
- решение задач и выполнение упражнений, где самостоятельность действий учащихся должна постоянно контролироваться и проверяться;
- лабораторные работы и фронтальный эксперимент, что позволяет самостоятельно найти применение полученным знаниям, работа с раздаточным материалом;
- рецензирование ответов и выступлений товарищей, дополнение их;
- подготовка сообщений и рефератов;
- наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок;
- изготовление некоторых приборов и учебных пособий (плакатов, схем альбомов);
- выполнение практических заданий во время экскурсий; постановка некоторых опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.
Как и многие классификации в педагогике, это разделение методов условно, так как любая самостоятельная работа будет включать в себя все три вышеперечисленных вида работ.
По основной дидактической цели их можно разделить на три группы работ, направленных на:
- приобретение и расширение знаний;
- овладение умениями и навыками;
- применение знаний, умений, навыков.
В зависимости от содержания учебного материала, особенности его изложения в учебнике, имеющегося оборудования и других факторов учитель планирует применение в учебном процессе тех или иных видов самостоятельной работы учащихся или их сочетания, руководствуясь принципами дидактики (постепенность в нарастании трудностей, творческая активность учеников, дифференцированный подход к ним и т. д.).
При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся.Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику их выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.
- Основные технические средства обучения
- Система средств обучения в учебном процессе
- Использование игровых методов обучения как средства усвоения знаний и их проверки
- Развитие познавательной самостоятельности в проблемном обучении
- Отбор материала для организации проблемных уроков, требования к нему
- Использование программированного обучения в школе
- Принципы конструирования процесса обучения
- Интенсификация процесса обучения
- Педагогическое мастерство
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу