Психологические структуры личности

В современной психологической науке существуют довольно разные подходы к классификации теорий и концепций личности, и мы можем встретить самые разнообразные точки зрения на рассмотрение данной проблемы. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных изданиях.

Так, Р. С. Немов, рассматривая в своей книге «Психология» существующие теории личности, говорит о существовании по крайне мере 48 вариантов, каждый из которых может быть оценен по ряду параметров, являющихся основанием для классификации.

В качестве примеров рассмотрим некоторые, наиболее известные, концепции и теории личности.

С точки зрения А. Г. Ковалева, все образования психики подразделяются по степени устойчивости ее проявлений:

  • психические процессы (различные формы психического отражения);
  • психические состояния (интеллектуальные, эмоционально-волевые);
  • психические свойства (черты характера, способности, особенности ВНД).

Б. Г. Ананьев добавляет к этой структуре психофизические функции (сенсорные, мнемические и др.); мотивации поведения (потребности, установки).

Несомненное преимущество данной модели, на наш взгляд, со- стоит в том, что на первый план выходят социально обусловленные подструктуры личности.

Дальнейшее развитие получает идея С. Л. Рубинштейна о «жизненном пути личности», где личность представлена не статично, а в динамике процесса ее развития и факторов, его определяющих.

В то же время провести достаточно полное и широкое научное исследование личности, руководствуясь данной моделью, под силу лишь научному коллективу, а не отдельному исследователю.

Развивая взгляды С. Л. Рубинштейна, иной подход предлагает К. К. Платонов. Обосновывая необходимость объединения биосоматического и социологического подходов в модели структуры личности, Платонов выделяет следующие ее подструктуры:

  • направленности — социально обусловленная: мировоззрение, ценностные ориентации, цели, интересы, установки, стремления, желания, потребности;
  • опыт — знания, умения, навыки, мастерство;
  • особенности функционирования психических процессов познава- тельных, эмоционально-волевых;
  • особенности ВНД (ЦНС) биологически обусловленная, сила (слабость) нервной системы, тип темперамента, полововозраст- ные и т. д.

На них накладываются такие психологические образования, как способности и характер

Некоторые психологи считают, что в этой модели динамика личностных черт явно не прослеживается. Отвечая на критику, К. К. Платонов замечает, что его структура личности динамически функциональная, поскольку в ней представлены взаимосвязи и взаимозависимости различных уровней психической организации личности.

Преимущество данного подхода состоит в том, что он может реально и эффективно использоваться при решении различных задач исследования учебно-профессиональной деятельности, профессионального психологического отбора, психологического сопровождения деятельности, консультации и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)