Психологические структуры личности
В современной психологической науке существуют довольно разные подходы к классификации теорий и концепций личности, и мы можем встретить самые разнообразные точки зрения на рассмотрение данной проблемы. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных изданиях.
Так, Р. С. Немов, рассматривая в своей книге «Психология» существующие теории личности, говорит о существовании по крайне мере 48 вариантов, каждый из которых может быть оценен по ряду параметров, являющихся основанием для классификации.
В качестве примеров рассмотрим некоторые, наиболее известные, концепции и теории личности.
С точки зрения А. Г. Ковалева, все образования психики подразделяются по степени устойчивости ее проявлений:
- психические процессы (различные формы психического отражения);
- психические состояния (интеллектуальные, эмоционально-волевые);
- психические свойства (черты характера, способности, особенности ВНД).
Б. Г. Ананьев добавляет к этой структуре психофизические функции (сенсорные, мнемические и др.); мотивации поведения (потребности, установки).
Несомненное преимущество данной модели, на наш взгляд, со- стоит в том, что на первый план выходят социально обусловленные подструктуры личности.
Дальнейшее развитие получает идея С. Л. Рубинштейна о «жизненном пути личности», где личность представлена не статично, а в динамике процесса ее развития и факторов, его определяющих.
В то же время провести достаточно полное и широкое научное исследование личности, руководствуясь данной моделью, под силу лишь научному коллективу, а не отдельному исследователю.
Развивая взгляды С. Л. Рубинштейна, иной подход предлагает К. К. Платонов. Обосновывая необходимость объединения биосоматического и социологического подходов в модели структуры личности, Платонов выделяет следующие ее подструктуры:
- направленности — социально обусловленная: мировоззрение, ценностные ориентации, цели, интересы, установки, стремления, желания, потребности;
- опыт — знания, умения, навыки, мастерство;
- особенности функционирования психических процессов — познава- тельных, эмоционально-волевых;
- особенности ВНД (ЦНС) — биологически обусловленная, сила (слабость) нервной системы, тип темперамента, полововозраст- ные и т. д.
На них накладываются такие психологические образования, как способности и характер
Преимущество данного подхода состоит в том, что он может реально и эффективно использоваться при решении различных задач исследования учебно-профессиональной деятельности, профессионального психологического отбора, психологического сопровождения деятельности, консультации и т. д.
- Формирование и развитие личности
- Зарубежные концепции личности
- Динамические структуры личности
- Категория личность в психологии
- Категория общение в психологии
- Категория деятельность в психологии
- Основные характеристики и структура сознания
- Общее определение категории сознание
- Основные формы и механизмы адаптивного поведения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу