Педагогические технологии

В современном словаре Википедия педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Вместе с тем, отмечается, что с помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Можно предположить, что «тяга» к использованию в практике работы школ сравнительно нового для образования понятия «технология» обусловлена несколькими причинами: с одной стороны, это внутренняя, так сказать, профессиональная потребность учителей, стремящихся найти наиболее эффективные способы образовательной деятельности, с другой – потребность извне, диктуемая изменениями, происходящими в обществе и обусловливающая необходимость в модернизации современного образования как в целом, так и в отдельно взятом образовательном учреждении.

В тоже время в педагогической науке и практике довольно часто имеет место использования двух терминов, обозначающих близкие по смыслу явления педагогической действительности: педагогическая технология и образовательная технология.
Можно попробовать развести эти понятия, насколько это возможно.


Понятие педагогическая технология заимствовалось в отечественной науке из зарубежной педагогики, в которой разрабатывалось направление педагогической деятельности, обеспечивающее реализацию цели повышения эффективности образовательного процесса.

Интересно
В английском языке – an educational technology – дословно переводится как «образовательные технологии». Именно поэтому часто в педагогической практике понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» не различаются. Однако в последнее время термин «педагогическая технология» все чаще относят проблемам воспитания.

Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие «образовательная технология», показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте «технологии обучения». Кроме того, в Российской педагогической энциклопедии отмечено, что в любой педагогической системе педагогическая технология – понятие, взаимодействующее с дидактической задачей.

Если дидактическая задача выражает цели обучения и воспитания, то педагогическая – пути и средства их достижения. Там же представлены три составляющие педагогической технологии:

  • дидактические процессы (предписания способов деятельности);
  • организационные формы обучения (условия, в которых эта деятельность должна воплощаться);
  • средства осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя-педагога к занятиям и наличие соответствующих ТСО).

Вне зависимости от особенностей терминологии известно одно. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Очевидно, что появление термина «педагогическая технология» в науке и практике воспитания школьников не случайно. Его привлекательность для многих объясняется как минимум двумя факторами.

Во-первых, существовавший долгое время термин «педагогическая методика» слишком размыт в содержательном плане. В «Психолого-педагогическом словаре для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений», изданном в Ростове-на-Дону в 1998 г., методика воспитания определяется как отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания.

Это учение может быть или общим, если имеются в виду общие методы обучения, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и пр.) школьников, или частным, если дело касается только тех методов, которые применяются для воспитания в каком-либо определенном направлении. Это общее по-ложение, характеризующее понятие «методика». Здесь практически любое действие педагога вкладывается в определение содержания термина.

Во-вторых, привлекательность педагогической технологии связывается многими с некоторой алгоритмизацией системы педагогических действий, ведущих к достижению поставленных целей. В качестве примера при этом часто используется область производства, где владение современными технологиями обеспечивает успех выпуска качественных товаров.

Технологический подход к построению образовательного процесса определяет некоторое технократическое отношение к нему, но зато в нём строго просматривается система действий и операций, охватывающих всю структуру деятельности учителя от цели до результата, причём действий очень понятных, логичных, последовательных, позволяющих выстроить их в русле поставленных педагогических задач.

Достаточно определенно по содержательному соотношению понятий «методика» и «технология» выразился С. Д. Поляков. В этой связи он пишет: «…лесенка психологических понятий “деятельность -действие – операции”, как нам кажется, отражается в лесенке педагогических понятий “методика воспитания – технология воспитания -приемы и техники воспитания”».

Понятие «методика» в этом ряду самое масштабное. Оно относится к действиям педагога по организации учебно-воспитательного процесса в целом под углом зрения или в направлении, выбранном воспитателем.

«…Например, если предмет деятельности воспитателя -нравственные качества воспитанников, соответствующая работа будет воплощать ту или иную методику нравственного воспитания. При этом воспитательная методика складывается из воспитательных технологий» (там же). Это исходное положение очень точно определяет содержательные связи между терминами.

В педагогической литературе иногда отмечается, что педагогическая методика имеет два смысла: «…как некоторая абстрагированная от кон-кретных воспитателей система правил действия и как комплекс действий конкретного педагога (там же).

В качестве примера можно привести следующие направления действий:

  1. Методика работы классного руководителя с родителями.
  2. Методика проблемного обучения на уроках биологии.
  3. Методика контроля и оценки знаний школьников.
  4. Методика осуществления дифференцированного подхода в
    обучении.
  5. Методика планирования воспитательной работы и т. д.

Тогда педагогическая методика может быть представлена как некоторая система форм, методов и других педагогических средств, направленная на достижение запланированной педагогической цели.

В то же время педагогическая технология, будучи составной частью методики, может рассматриваться как система приемов и техник, обеспечивающих решение отдельных типовых педагогических задач, и как рациональное сочетание нескольких последовательно применяемых операций для «получения какого-либо продукта». При таком подходе к пониманию педагогической технологии можно дать ей полное определение, отличающееся от определения педагогической методики.

Педагогическая технология – это система форм, методов и других педагогических средств, обеспечивающих достижение педагогической цели.

Технология может рассматриваться и как относительно законченная часть педагогической методики (её единица), и как действие – самостоятельное явление, способное встраиваться в различные методики (С. Д. Поляков).

С другой стороны, грань, разделяющая эти понятия, достаточно стерта. И тогда технология в известной мере определяет методику. Известно, что на основе одной и той же технологии могут быть построены различные конкретные методики. Например, пользуясь, по существу, одной и той же «технологической схемой» деловой игры, можно построить различные её методические модификации.

Так, овладение технологией коллективных творческих дел позволяет использовать методику коллективной творческой деятельности в различных направлениях воспитания и ситуациях обучения школьников.

Технология как система целенаправленных действий может повыситься в статусе, если задачи, которые она решает, оказываются определяющими для деятельности педагога и соотносятся с его мотивами. Технология в этом случае становится педагогической методикой.

Например, технология обучения общению может стать методикой, если главной целью для педагога станет развитие коммуникативных качеств учащихся.

Возможен и обратный переход – снижение статуса методики до технологии, в случае если цели оказываются в новом, более широком контексте педагогической работы частными целями и задачами, например:

  1. Технология консультирования родителей по вопросам семейного воспитания.
  2. Технология создания проблемных ситуаций при изучении конкретной темы.
  3. Технология организации зачета по изученному материалу.
  4. Технология организации самостоятельной работы учащихся с высокими учебными возможностями.
  5. Технология изучения интересов и мнений детей для составления плана учебно-воспитательной работы и т. д.

В лесенке педагогических понятий «методика обучения – технология обучения – приемы и техники обучения» особый интерес представляет третий, как бы самый нижний уровень, определяющий конкретные действия и операции педагога.

Прием обучения чаще рассматривается как составная часть или отдельная сторона метода. По отношению к технологии это её относительно законченный элемент, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре. Это способ педагогического действия (операция) в определенных условиях.

Если его использование преследует конкретную педагогическую задачу, то здесь имеет место повышение статуса приема до уровня технологии, чаще всего относительно простой технологии. Так, например, рассказ, выступающий как прием по отношению к методу беседы, используемой учителем при объяснении нового материала, может иметь задачу формирования познавательного интереса учащихся в данном материале. Тогда рассказ, как прием, становится частью общей технологии объяснения нового материала и, в свою очередь, сам является простой технологией, обеспечивающей выполнение учебных задач более высокого уровня.

Понятие «техника» того же уровня, что и прием. Педагогическая техника часто определяется как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных действий.

Вместе с тем термин «педагогическая техника» часто связывается с умениями педагога, такими как: выразительность речи, владение голосом, владение жестом, мимикой, умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять ТСО и др. Очевидно, что владение этими умениями составляет некоторую общепедагогическую группу техник, по аналогии с общеучебными умениями.

В то же время применительно к педагогическому процессу довольно часто употребляются техники другого рода:

  1. Техника выразительного чтения.
  2. Техника скорочтения.
  3. Техника работы с книгой, картой, схемой.

Педагогические техники этого рода как бы встроены в учебно-воспитательный процесс и представляют другую группу техник. Они могут решать как подчиненные задачи, являясь частью технологий, так и отдельные, собственные задачи, обеспечивающие эффективность учебного (воспитательного) процесса.

Педагогическая методика – это также совокупность форм, совокупность методов и приемов, средств учебно-воспитательной работы. Исходя из этого, можно предположить, что понятия «методика», «технология», «техника» являются понятиями одного рода, обозначающими сущность одинаковых явлений педагогической действительности.

Различие же между ними состоит в классе решаемых педагогических задач. Педагогическая технология в этом ряду занимает особое положение, поскольку конкретизирует действия первого и обобщает особенности третьего компонента рассматриваемой педагогической лесенки.

Современный подход к образовательному процессу заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила образовательной технологии видятся в следующем:

Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей». Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание -это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д. Ушинский, – превратить деятельность ученика в его самодеятельность.

Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику ко-нечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.

Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.

Уже из этих правил становится понятно, что технологичность образовательного процесса должна соответствовать следующим критериям:

  • концептуальность (технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная философская, методологическая позиция автора),
  • системность (технологическая цепочка педагогических действий, операций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющего форму конкретного ожидаемого результата),
  • управляемость (целеполагание, планирование, проектирование, диагностика),
  • эффективность (технология должна быть эффективная по результатам и оптимальна по затратам, гарантировать достижение стандарта образования),
  • воспроизводимость (применение технологии в однотипных образовательных учреждениях, воспроизводимы любым учителем).

Очевидно, что выполнение этих положений является неотделимой частью любой образовательной технологии. При этом надо иметь в виду, что пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По мере совершенствования индивидуального мастерства растет, развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным выражением которого и является технология.

Технологичность образовательного процесса исходит из принимаемой стратегии реализации образовательных задач, а сама стратегия является отражением некоторой дидактической или воспитательной модели, которую применяет учитель, решая эти задачи.

В последнее время в педагогической литературе в качестве основных дидактических и воспитательных моделей называются две. Это предметно-ориентированные и личностно-ориентированные системы образования.

Они задают круг задач, которые реализуют технологии обучения и воспитания школьников. Так, например, предметно-ориентированная модель может включать так называемые дидактоцентристские технологии, основанные на субъект-объектных отношениях педагога и ученика.

Технологичность учебного процесса обеспечивается здесь жесткими авторитарными способами взаимодействия при соблюдении трех ведущих действий учителя, организующего процесс обучения: постановка обучающих задач, формирование плана-алгоритма действий, коррекционная работа на основе всестороннего анализа обучающего процесса и продуктов учебной деятельности.

Технологии такого плана имеют лишь внешне высокий уровень результативности. Однако их применение может быть оправдано в том случае, если совокупный «объект обучения» не отличается высокой степенью ответственности, дисциплины, добросовестности и трудолюбием. Вместе с тем предметно-ориентированные обучающие модели включают и другие, более гуманные технологии, в которых «дидактоцентрия» связана с технократическим построением обучающего процесса.

Технологии, основанные на предметно-ориентированном подходе к обучению обладают одним главным свойством: построение процесса обучения слабо учитывает особенности индивидуально-психологичской сферы ребенка, его возможности, способности, интересы, мотивы, склонности и др.

Есть четко выверенный набор дидактических задач, есть процесс, полностью подчиняющийся этим задачам, есть содержание, которое необходимо реализовать в обучении, а школьник должен «встроиться» в этот процесс. В зависимости от того, насколько полно произошло это «встраивание», определяется его качественная характеристика как ученика.

Личностно-ориентированные системы обучения задают группу так называемых технологий сотрудничества. Основанные на субъект-субъектных отношениях в учебном процессе, они реализуют партнерство, демократизм и гуманизм в отношениях педагога и школьника.

Личностно-ориентированное образование, это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на при-знании каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и учебном поведении.

В эти целях разрабатываются:

  • индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление;
  • организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
  • учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учащимися.

Критериальная база личностно-ориентированного обучения строится на отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, умений и навыков, сколько сформированности качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

Такое емкое определение личностно-ориентированной системы обучения позволяет рассматривать целую группу технологий сотрудничества, в которой в центр всей образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребенка в этих технологиях не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Признаки технологичности учебного процесса в технологиях этой группы проявляют себя:

  • в выработке целей, соответствующих интересам и возможностям школьника, определении точного объема образовательных компетенций, которыми сможет овладеть учащийся;
  • в совместном (учителем и ребенком) планировании обучения;
  • в диагностике уже достигнутого уровня компетенций, позволяющего на их основе строить новые.

Реализация требований первого признака технологичности пе-дагогического процесса позволит определить индивидуальные траектории в обучении школьников. Тогда второй признак будет связан с построением совместной программы, где учитель и ученик определяют последовательность действий в движении по выбранной траектории.

Действительно, личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения будет находиться сам учащийся – его мотивы, цели, индивидуально-психологический склад, т. е. ребенок как личность.

Исходя из интересов школьника, уровня его знаний, умений, учитель определяет учебную цель занятия, урока, факультатива и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития его личности. Соответственно цель каждого урока, занятия при реализации любой технологии сотрудничества формируется с позиции каждого конкретного учащегося и всего класса в целом.

Третий признак технологичности обучающего действия связан с анализом результатов действия, сравнением с первоначально намеченным эталоном и коррекцией образовательных задач.

Интересно
Поскольку основными формами сотрудничества учителя и учащихся в данной группе технологий выступает сотворчество, соуправление, соучастие, сопереживание, содействие… то сопоставление результатов обучения с принятыми целями в рамках индивидуальной траектории обучения осуществляется в результате совместного анализа достигнутого уровня решения образовательных задач.

Очевидно, что результаты такого анализа послужат основой коррекции новых образовательных целей, при этом целей, не навязанных школьнику извне, а принятых самой личностью, т. е. ставших личностно значимыми для учащегося.

Из сказанного выше логично сделать вывод о том, что классификация технологий обучения может быть осуществлена на основании логики развертывания учебного процесса и места школьника в этой логике.

Тогда оправданным будет выделение двух основных групп технологий, отражающих ту или иную дидактическую систему, а именно предметно-ориентированных и личностно-ориентированных.

Первую группу составляют описанные в общем виде дидакто-центристские технологии обучения, а вторую – технологии сотрудничества. И та и другая группа содержит в себе множество технологий, которые отражают соответствующий подход к обучению.

Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в различных видах деятельности, организованные на основе структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.

В образовательном процессе (процесс – движение, объективно существующее) различают собственно воспитательный процесс и процесс обучения.

Для организации воспитательного процесса необходимо развернуть работу по постановке определенных целей. А. С. Макаренко считал, что подлинное развитие педагогической науки связано с её способностью «проектировать личность», т. е. диагностировать качества и свойства личности, которые должны быть сформированы (развиты) в процессе воспитания. Определенность целей позволяет перейти к строгой технологии учебно-воспитательного процесса, что связано с повышением качества педагогического (воспитательного) процесса.

В чём же состоит глубинный смысл педагогической технологии в целом?

  • Во-первых, педагогическая технология сводит на нет педагогический экспромт в практической деятельности, переводит её на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе.
  • Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности самого учащегося, т. е. проектирование учебно-познавательной деятельности ведет к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
  • В-третьих, существенная черта педагогической технологии – процесс целеобразования.

Это центральная проблема педагогической технологии в отличие от традиционной педагогики.

Она рассматривается в двух аспектах:

  • диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала;
  • развитие личности в целом.

Проектирование образовательной технологии часто рассматривается как процесс, в ходе которого реализуется следующая последовательность действий:

Первая фаза – планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся.

Вторая фаза – диагностическая – выявление исходного уровня наблюдаемых действий. Нужно выявить, какими необходимыми для дальнейшего познавательного продвижения знаниями учащийся уже овладел. Причём выявить это не приблизительно, а очень точно для каждого ученика.

Третья фаза – рецептурная: в её рамках предусматривается «программирование» желаемых результатов обучения и подбор формирующих воздействий.

Четвертая фаза – реализация намеченного плана: организационное обеспечение условий обучения, ввод в действие предусмотренной технологии поведенческого тренинга.

Заключительная, пятая фаза – оценка результатов путем сопоставления их с первоначально намеченным эталоном, фактически последовательное, поэтапное тестирование.


Образовательная технология или технология обучения является основной (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если методическая система направлена на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить?, то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно?

Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов, приёмов, воспитательных средств. С помощью технологий достигается эффективный результат в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

Построение образовательной технологии может осуществляться на основе принципов, описанных голландским психологом Карлом ван Парререном:

  • Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.
  • Принцип 2: учить диалогично, т. е. в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз».
  • Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости.
  • Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу для разнородных категорий учащихся и для переформирования структуры их учебной мотивации (или познавательный интерес).
  • Принцип 5: обеспечивать учебное содержание (действие – обучающая модель: предметно-ориентированная; личностно-ориентиро-ванная) на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный). Это нужно для того, чтобы процесс интериоризации шел как можно более эффективно.
  • Принцип 6: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы (например, устная речь, письменная речь, искусственный язык, а также графические модели и символы).
  • Принцип 7: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей (например, набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач.
  • Принцип 8: способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса (чувство компетентности). В этом контексте предлагается заменить принятую систему оценок набором критериев оценивания, разработанным совместно учащимися и учителем.
  • Принцип 9: обеспечивает набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно. Содействие нужно для того, чтобы избежать «ригидности» действий, речи, мысли.
  • Принцип 10: стимулировать инициативу и творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.
  • Принцип 11: способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности.
  • Принцип 12: обеспечивать условия для психологически комфортного климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.

При проектировании образовательной технологии учитель должен помнить, что одной из особенностей её применения является высокая активность всех субъектов образовательного процесса.

При этом активность педагога проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)