Педагогическая деятельность и педагогическая система

Понятие деятельности, лежащее в основе понимания и педагогической, и учебной деятельности, получило широкое распространение в сфере гуманитарного знания.

В настоящее время имеется несколько направлений интерпретации понятия деятельности. Л. фон Мизес, рассматривая деятельность как целеустремленное поведение, использовал его для анализа экономических процессов.

А.Н. Леонтьев заложил основы психологической теории деятельности. Г.П.Щедровицкий разрабатывал системодеятельностный, а затем и системомыследеятельнстный подходы.

Развернутое представление о конкретной деятельности должно содержать как минимум следующие элементы:

  • цель как представление о будущем результате на который ориентирована вся деятельность;
  • метод как путь, способ достижения цели и состоящий из последовательности осуществляемых с предметом действий;
  • средства (орудия);
  • предмет деятельности или то, на что направлена активность;
  • действующее лицо (лица), осуществляющие деятельность, т.е. совершающие действия, приводящие в движение средства и в итоге достигающие цели.

Цикл деятельности педагога от его начала и до конца невозможен без взаимодействия с позицией обучаемого, воспитываемого, т.е. с образующимся. При этом дошкольник и школьник, студент и аспирант не является безликим материалом природы, существующим исключительно по естественным законам.

В самом общем виде педагогическую деятельность можно представить как деятельность педагога по управлению деятельностью образующегося или образовательной деятельностью.

Предметом педагогической деятельности выступает деятельность образующегося.

В процессе обучения ученик осваивает не только новые знания и умения, через них он овладевает новыми способами деятельности и может делать то, что раньше ему было недоступно.

В данном контексте деятельность преподавателя высшей школы представляет собой деятельность по управлению образовательной деятельностью студентов и аспирантов. Обучение и воспитание как неотъемлемые составляющие педагогического процесса выступают основаниями для выделения отдельных видов педагогической деятельности: преподавания и воспитательной работы.

Педагогическая деятельность предполагает подготовку к учебным занятиям и воспитательной работе, их проведение, анализ и оценку полученных результатов. Термин «педагогическая система» применяется и для обозначения концептуальных положений разработанных конкретными педагогами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)