Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Понятие «основание» подразумевает причину, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Применительно к ОРМ сам по себе повод является и достаточным основанием для их проведения. В ФЗ об ОРД (ст. 7) понятие «основание» включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ.

Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях (бездействии), которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Рассматривая основания в соотношении с целями и задачами, можно сделать вывод, что для проведения ОРМ достаточно лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц их подготавливающих, совершающих либо совершивших, причем такое предположение может носить характер версии, основанной на фактах. Основания, указанные в ст. 7 ФЗ об ОРД, относятся не к ОРД в целом, а к проводимым ОРМ, как в совокупности, так и применительно к отдельным из них. В связи с этим результаты проведенного одного ОРМ могут являться основанием для проведения другого.

Первоначальное получение информации возможно из любых источников, в том числе изначально не имеющих отношения к ОРМ. В частности, такие данные могут содержаться в письменных заявлениях или сообщениях, протоколе устного заявления о преступлении, протоколе явки с повинной и т.п. Следовательно, в любом случае как при работе по раскрытию конкретных преступлений, так и применительно к их выявлению либо добыванию оперативно значимой информации имеют место соответствующие основания как оперативно-розыскного характера, так и не связанные с ОРМ или даже с ОРД в целом.

Первым и наиболее общим основанием для проведения ОРМ является наличие возбужденного уголовного дела. Это объективно обязывает органы, осуществляющие ОРД, принимать исчерпывающие меры, направленные на обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, установление события преступления и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Данная обязанность не изменяется в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело – органом дознания или предварительного следствия.

Вторым основанием являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

  • о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; они могут содержать информацию о таких событиях или действиях (бездействии), которые не носят характера криминальных, а лишь гипотетически создают угрозу.
  • о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; его следует рассматривать в том смысле, что оперативное подразделение должно обеспечить розыск и задержание конкретного лица, в связи с его сокрытием от правоохранительных органов или уклонением от наказания, при поступлении информации указывающей на данные факты.
  • о лицах, без вести пропавших (в основном проводятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц), и об обнаружении неопознанных трупов; сведения об обнаружении неопознанных трупов как основание для проведения ОРМ выступают, как правило, до решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда имеется необходимость в проведении ОРМ непосредственно на месте обнаружения трупа и при работе по горячим следам, а также в дальнейшем, когда установить личность, не прибегая к ОРМ, не представляется возможным.

Третьим основанием является поручение следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве – решение, содержанием которого является возложение на оперативное подразделение исполнение определенных действий с целью получения информации, необходимой для ведущегося расследования уголовного дела. Данное предписание, закрепленное в статье 38 УПК РФ, является обязательным для исполнения субъектами, осуществляющими ОРД. Под поручением следует рассматривать письменный документ, исходящий от соответствующего должностного лица, о производстве ОРМ или следственных действий.

Интересно
Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются четвертым основанием для проведения ОРМ только тогда, когда они сами базируются на положениях, указанных в ст. 7 ФЗ «Об ОРД». Запрос может направляться в органы, осуществляющие ОРД, по месту предполагаемого проведения ОРМ с учетом их подведомственности и компетенции.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ, как пятое основание для проведения ОРМ заключается в том, что меры безопасности применяются при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы.

Поводами для применения мер безопасности к защищаемым лицам являются:

  • заявление указанного лица;
  • обращение председателя суда, руководителя правоохранительного или контролирующего органа, руководителя федерального органа государственной охраны, начальника учреждения или органа УИС.

Согласно «Закону о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст. 2. Лица, подлежащие государственной защите), постановление о государственной защите выносится в отношении следующих категорий лиц:

  • судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;
  • прокуроры;
  • следователи;
  • лица, производящие дознание;
  • лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
  • сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
  • сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
    военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
  • сотрудники Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, принимающие участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
    военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в борьбе с терроризмом;
    военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в специальных операциях или выполнявшие специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации;
    сотрудники органов федеральной службы безопасности;
  • сотрудники Следственного комитета Российской Федерации;
  • судебные исполнители;
  • работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
  • сотрудники органов государственной охраны;
  • работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;
  • близкие лиц, перечисленных в пунктах 1-12 части первой настоящей статьи.
    Постановление о применении мер безопасности не предопределяет виды и тактику проведения ОРМ.

Шестым основанием для проведения ОРМ являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ. Допустимо проведение ОРМ по запросам субъектов ОРД иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми органами, осуществляющими ОРД на территории РФ, с такими же субъектами иностранных государств.

Указанные запросы являются основанием для проведения ОРМ не сами по себе, а ввиду того, что содержащаяся в них информация относится к фактам конкретных преступлений, лицам, их совершившим, разыскиваемым и без вести пропавшим лицам. ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 8 и при наличии судебного решения, полученного в порядке ст. 9 ФЗ об ОРД. Это связано с тем, что, согласно международным договорам, поручения исполняются в соответствии с требованиями внутреннего законодательства стороны, исполняющей запрос.

Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, посредством проведения ОРМ, необходимые для принятия следующих решений:

  • О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
  • О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
  • О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
  • Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  • По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  • О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
  • О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности, и (или) являются доходом от такого имущества.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений.

О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

  • государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
  • государственных должностей субъектов Российской Федерации;
  • должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
  • должностей федеральной государственной службы;
  • должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • должностей муниципальной службы;
  • должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицин-ского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
  • отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные выше, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные выше, ограничении и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи. Основанием для проведения ОРМ выступает гипотетическая возможность соответствующих лиц действовать вопреки государственным, служебным, профессиональным интересам, что предполагает повышенные требования к проверяемым лицам Необходимо отметить, что лица, в отношении которых принимаются решения, знают о предстоящей проверке и дают предварительное согласие на ее проведение, что также является основанием для проведения ОРМ.

Решение о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, принимается ФСБ России. Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, а соответственно и проведение проверочных мероприятий находится в компетенции подразделений лицензионно-разрешительной работы ОВД.

Поскольку эти подразделения не являются субъектами ОРД, проведение ОРМ в целях собирания необходимой информации осуществляется оперативными подразделениями ОВД. Осуществление административно-проверочной работы сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы не тождественно проведению ОРМ по рассматриваемым основаниям. В данном случае основанием для проведения ОРМ могут служить результаты административной проверки (данные свидетельствующие о представлении заведомо ложных сведений, подложных документов и т.д.). Цель проведения проверочных ОРМ – выявление обстоятельств, которые могут служить основанием для выдачи или отказа в выдаче соответствующего допуска, разрешения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)