Конституция РФ о защите государственной тайны

Государственная тайна является одним из видов информации поэтому, важно уяснить общий подход к проблеме защиты информации, заложенный в Конституции РФ. Информация в конституционном контексте связана, прежде всего, с реализацией основных прав и свобод человека и гражданина. Право на информацию установлено в ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 24 и ст. 42 Конституции РФ; право на защиту информации о частной жизни лица – в ч. 1ст. 24 Конституции РФ. Свобода мысли, мнений и слова закреплены в ч. 1, 3 ст. 29 Конституции РФ.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закрепляет общее право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, ее предоставлять по соответствующим запросам. Ст. 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на «достоверную информацию» о состоянии окружающей среды.

Интересно
Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму закона. В ст. 29 ч. 4 Конституции указывается, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Формулировки этих норм Конституции РФ вполне адекватны соответствующим международно-правовым установлениям в этой специфической сфере общественных отношений. Таким образом, для информации в РФ действует принцип изначальной открытости. Ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, и осуществляется только на основе федерального законодательства.

Однако его реализация, без каких-либо ограничений, может принести ущерб собственникам, владельцам и пользователям информации. Этот тезис подтверждается частью 3 статьи 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поэтому в Конституции вводятся ограничивающие нормы на принцип открытости. К таким нормам относятся:

  • признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе собственности на информационные ресурсы (ч. 1 ст. 8). Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35);
  • право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24);
  • право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23);
  • право государства иметь государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст.29). Таким образом, в Конституции устанавливается баланс между открытостью информации и ограничением доступа к ней. Приведенные выше конституционные положения являются ключевыми для разработки концепции защиты государственной тайны. Важную роль для решения вопросов защиты государственной тайны имеет статья 71 Конституции, согласно которой «в ведении Российской Федерации находятся:
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования».

Указанные предметы ведения в значительной мере связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому из положений этой статьи следует, что вопросы защиты государственной тайны, непосредственно затрагивающие интересы безопасности РФ, должны находиться в ведении РФ, а не ее субъектов. Таким образом, не может быть воронежской, тамбовской или рязанской государственной тайны. Существует единая для всего государства государственная тайна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)