Кластеры понятие и содержание

Изначально в переводе с английского «кластер» (cluster – англ.) означает гроздь, рой, скопление, куча, груда. Отсюда появилась трактовка этого понятия как группы «одинаковых или схожих объектов, собранных вместе».

Тем не менее термин оказался удобным для описания различных скоплений чего-либо, таким образом сильно расширив сферу применения. К кластерам относят, например, звездное скопление, атомный кластер. На основе атомных и молекулярных кластеров созданы так называемые кластерные материалы (полупроводники, сверхпроводники, катализаторы, полимеры со специальными свойствами и др.).

Интересно
В лингвистике кластером считают группу близких языков и диалектов. В IT-сфере кластером называют это группа персональных компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи, представляющих с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс.

В метеорологии кластером называют скопление кучево-дождевых облаков. Если рассматривать сферу менеджмента и экономики, то под кластером в первую очередь понимают группы предприятий (фирм), на основе которого базируется статистический метод кластерного анализа, который основывается на дроблении объектов на группы по одному или нескольким признакам однородности. В таком понимании термин вошел в экономический анализ и применяется для описания групп предприятий и в написании отчетов.

Между тем, предпосылки для понимания этой категории, как особого явления в экономике, начали формироваться в 19 столетии с идеями А. Маршалла «о локализованной промышленности» – концентрации специализированных отраслей в отдельных местностях. Однако одним из основателей теории кластеров считается М. Портер.

Согласно классическому определению основателя кластерного подхода Майкла Портера, кластеры – это группы географически соседствующих компаний и связанные с ними организации, которые действуют в пределах определенной сферы и взаимодополняют друг друга, усиливая конкурентные преимущества кластера и компаний-участников.

В кластере сосуществуют конкуренция и кооперация одновременно, то есть происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг и маркетинговое продвижение. Это возможно благодаря тому, что конкуренция и кооперация находятся в разных плоскостях.

Конкуренция может быть за потребителя, за его завоевание и удержание, а кооперация, как правило, вертикальная, с привлечением родственных отраслей. Следует отметить, что конкуренция является не менее важной движущей силой развития кластера, чем кооперация. Постоянные малые конфликты между участниками кластера положительно сказываются на их конкурентоспособности.

Интересно
В настоящее время экспертное сообщество и участники действующих успешных кластеров достигли консенсуса в том, что эффективное развитие кластера возможно в рамках модели «тройной спирали» (Triple Helix), то есть обязательным взаимодействием бизнеса, власти и науки. При отсутствии хотя бы одной из категорий формирование полноценных кластеров с инновационной составляющей становится невозможным.

Данная идея возникла на основе модели переплетающихся спиралей молекулы ДНК, в которой переплетаются две ветви. Для успешного развития инновационной экономики, как выяснилось нужны три ветви, притом с течением времени эти ветви могут сдвигаться, изменяться, перетекать одна в другую.

В концепции данной модели категория бизнеса включает крупные, средние и малые предприятия. Власть – местные, региональные и государственные органы управления. Научные организации состоят из университетов, исследовательских институтов, центров коммерциализации исследований и разработок.

Авторами модели «тройной спирали (Г. Ицковицем и Л. Лейдесдорфом) выделены следующие ее преимущества:

  1. Обеспечиваются различные виды экономии, поскольку снижается уровень неопределенности и издержки участников кластера.
  2. Неограниченное разнообразие новых товаров и услуг в связи с тем, что участники кластера в концепции спирали могут соединять активы и компетенции в самых разных комбинациях.
  3. Процесс ко-эволюции трех секторов создает в масштабах кластера коллективную модель производства инноваций, при которой каждый участник кластера обеспечивает систему производства знаний за счет создания гибридных институциональных форм.

Несмотря на то, что у представителей бизнеса, науки и власти, участвующих в кластере, существуют собственные интересы и системы стимулов, успешными становятся те кластеры, в которых всем группам участников удается сочетать собственные интересы с целями развития кластера.

С точки зрения эволюции характера взаимодействий между наукой, бизнесом и государством переход экономических систем к модели тройной спирали протекает в три этапа:

  • первый этап: в силу объективных процессов три сектора претерпевают внутреннюю трансформацию, в результате которой они начинают сближать и перенимать присущие друг другу функции.
  • второй этап: три сектора формируют трехсторонние попарные взаимодействия на постоянной основе, создавая при этом различные институты посредники (гибридные сетевые организации). Так, в рамках кластера университеты быстрее осваивают коммерциализацию научных идей (роль предпринимателя), компании шире участвуют в исследованиях (роль научного центра), а власти лучше поддерживают партнерство первых и вторых (роль венчурного фонда или бизнес-менеджера).
  • третий этап: сети взаимодействий между тремя секторами начинают формироваться рекурсивно, повторяя матрицу тройной спирали в ходе кластеризации экономики.

Переход систем к режиму тройной спирали зависит как от глубины функциональных изменений внутри всех трех секторов, так и от уровня развитости их взаимодействий. По своим формам и характеристикам гибридные сетевые организации сходны с институтами поддержки коллаборации (institutions of collaboration), известными из литературы по кластерной проблематике. Оба понятия используются для обозначения совокупности различных организаций-посредников (бизнес-ассоциаций, торгово-промышленных палат, бизнес-инкубаторов, центров по взаимодействию с промышленностью в университетах, сетей компаний и др.), способствующих развитию взаимодействий между участниками кластера.

Кластер является экономическим феноменом, в котором повышается эффективность каждого отдельного элемента, снижаются риски, и появляется возможность достижения целей, которые вызывают сложности у индивидуальных предприятий. Предприятия в кластере максимизируют свою эффективность и эффективность системы в целом, за счет обмена информацией, ресурсами и опытом.

К числу характерных признаков кластеров относятся:

  1. Наличие сильных конкурентных позиций на международных и/или общероссийском рынках и высокий экспортный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона). В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень поставок за пределы региона).
  2. Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть в том числе отнесены: выгодное географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, наличие специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, наличие необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться, в том числе, накопленный объем привлеченных прямых инвестиций.
  3. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
  4. Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер.
  5. Наличие эффективного взаимодействия между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Преимущества и недостатки кластерной структуры экономики представлены в табл.1.

Кластеры понятие и содержание

В кластер может входить несколько десятков, а то и сотен участников, поэтому логично выделить основные категории участников. Основные категории участников кластера представлены на рис. 1.

Кластеры понятие и содержание

Итак, участниками кластера являются производители и поставщики продукции и услуг, научно-исследовательские и образовательные организации, некоммерческие и общественные организации, а также сервисные компании, оказывающие услуги в различных областях: например, логистические, инжиниринговые, аудиторские, природоохранные, энергетические и т.д., в том числе и обслуживающие инфраструктурные объекты (технопарки, индустриальные парки, терминалы и др.).

Кроме того, в кластеры входят фирмы, работающие с каналами сбыта или с потребителями, производителями побочных продуктов, специализированными провайдерами инфраструктуры, правительственными агентствами и другими организациями, обеспечивающими специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющими техническую помощь. Многие кластеры имеют торговые ассоциации и совместные подразделения частного сектора, поддерживающие членов кластера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)