Идеи и принципы как основания процесса обучения

В сфере философского знания «идея рассматривается как отражение объективной реальности», которое выражается в смыслах, значениях, сущность рассматриваемого явления.

В научной и учебной литературе по педагогике к принципам демонстрируется не столь строгое отношение. Так, хорошо известный принцип наглядности в обучении действителен не для всех ситуаций обучения, например, в некоторых ситуациях обучения мысленному оперированию с идеальными объектами.

Именно поэтому на данном этапе мы говорим не только о принципах обучения, как это обычно делается в педагогической литературе, но и об идеях, опора на которые может иметь не принципиальное, а локальное значение, значение для отдельных ситуаций обучения.

В современной учебной литературе по педагогике высшей школы можно встретить самые разнообразные и не совпадающие друг с другом перечни принципов обучения. Не претендуя на их обобщение и пересказ в настоящем пособии, а также оставаясь в рамках научного познания, при изложении принципов обучения в высшей школе будем опираться на вышеизложенные теоретические, в том числе системные представления педагогической науки.

Принцип научности. Традиционно, при рассмотрении данного принципа речь заходит о его роли в отношении к содержанию и к методам обучения. В рамках принципа научности утверждается, что осваиваемые предметные знания должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологии, а применение конкретных методов в процессе обучения должно опираться на результаты современных научно-педагогических исследований и разработок.

Системность процесса обучения. Системный характер научного знания уже сам по себе обуславливает системное представление процесса обучения.

В ходе системного анализа процесса обучения выявляются характеристики общих идей и принципов, лежащих в его основе, целей и содержания, форм, методов и средств, контроля хода и результатов обучения, а также связи и отношения между ними.

Игнорирование данного  принципа ведет к ошибкам системного характера, например, когда результаты анализа и оценки одного элемента системы переносят на всю систему в целом.

Профессиональная направленность обучения в высшей школе. Данный принцип по отношению к высшей школе в целом ориентирует на обеспечение высококвалифицированными кадрами всех основных направлений общественно полезной профессиональной деятельности и отражает общую целевую ориентацию обучения самой системы высшего образования.

Профессиональная направленность в обучении студентов старших курсов во многом очевидна.

Она находит отражение в изучении дисциплин профессиональной подготовки, в выпускных квалификационных работах. Для обеспечения профессиональной направленности содержания обучения на младших курсах иногда прибегают к ранней специализации, путем включения в содержание обучения отдельных положений дисциплин, изучаемых на старших курсах.

Интересно
Соответствие содержания, форм, методов и средств обучения поставленным целям. В педагогических текстах нередко встречается не только некорректное, но и формальное отношение к постановке цели обучения. При этом четкое понимание цели позволяет не просто потренироваться в поиске ответов на вопрос: «Зачем это нужно?».

Постановка цели позволяет понять, где и как результат будет востребован, а, соответственно, и то, какими характеристиками он должен обладать.

Оптимальное сочетание различных форм, методов и средств обучения. Достижению одной и той же цели могут способствовать различные формы и методы. В данной ситуации важным становится ответ на вопрос: «Какое сочетание форм, методов и средств оптимально для достижения поставленных целей обучения?».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)