Фирменный стиль одежды
Приведем несколько точек зрения на такое проявление фирменного стиля корпорации, как одежда сотрудников, манера одеваться. «Если вы хотите достойно выглядеть, прежде всего оцените обстановку, в которой вам предстоит действовать, и ваших потенциальных партнеров по общению. Хотите ли вы покорить окружающих?
Или продемонстрировать свой более высокий, чем у других, статус? Хотите ли вы “вписаться” в определенный круг, сойти за своего в новой компании? А может, вам важно получить новую работу или установить отношения с новым деловым человеком? Ответьте для себя на эти вопросы, прежде чем начнете перетряхивать платяной шкаф.
А вот что пишет о значении нашей одежды консультант по вопросам имиджа Уильям Сорлби, автор книги «Ключи от власти»: «Нет, наверное, второй такой сферы человеческой деятельности, где наше положение и образ жизни проявлялись бы столь откровенно, как в нашей манере преподносить себя окружающим через свою одежду… От того, как вы решите себя упаковать, будет зависеть, станут ли слушаться вас другие люди, сможете ли вы руководить ими, а то и вертеть по своему усмотрению».
«В ряду ключевых элементов делового этикета вслед за дружелюбием, обаятельным обхождением и имиджем идет ваша манера одеваться. В первую очередь о вас станут судить по внешнему виду, и лишь потом — по вашему разговору и только после этого — по интерьеру вашего рабочего кабинета. (“Встречают по одежке…”) Чисто и прилично одетые служащие внушают больше доверия, чем взъерошенные, одетые кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно.
Рекламные ролики отечественных “пирамид” часто показывали в качестве персонажей сотрудников компании, одетых чисто, элегантно, скромно, но со вкусом. Это было рассчитано на внушение доверия к фирме, где такие приличные служащие. И сколько же человек приняли этот внешний атрибут за показатель внутренней культуры, порядочности, надежности того же “Тибета” или “Хопра”!
В ряде отраслей, чтобы исключить элемент произвола (собственный выбор порой подталкивает людей надеть нечто весьма сомнительное), ввели так называемую “нестрогую униформу”. При этой системе работникам предлагается на выбор некоторый ассортимент костюмов и экипировки, а они должны купить то, что им больше подходит, и ходить в этом на работу, так что в итоге это смотрится как своего рода униформа. (Работники авиакомпаний и персонал ресторанов быстрого обслуживания носят униформу; служащие некоторых банков, где в ходу “нестрогая” форма одежды, выглядят примерно как люди, собрав- шиеся для совместных занятий спортом.)».
«Даже в рамках одной фирмы предполагается, что ваша манера одеваться будет зависеть от вашей должности и работы, которую вы выполняете, т. е. секретари, агенты по сбыту, рабочие у конвейера, менеджеры, вице-президенты и президент должны выглядеть по-разному… У представителей каждой профессии также существуют свои понятия о правильной одежде. Одно дело, когда, вы работаете только сами на себя, другое — если трудитесь в небольшой фирме, третье — в крупной корпорации».
«Стиль одежды зависит и от того, в какой части страны вы работаете, в крупном ли городе или в глубинке… В маленьких городках или в сельской местности условностей, как правило, меньше…». Чтобы быстрее «вписаться» в новый для вас коллектив, ускорить процесс социально-психологической адаптации, внимательно рассмотрите, как одеваются процветающие работники вашего уровня в той компании, где вы служите.
Какие костюмы и платья носят женщины? Каков самый распространенный стиль, цвет? Много ли надевают драгоценностей, украшений и каких именно? Какие носят сумочки и вообще аксессуары? Какие у них портфели или кейсы? Пользуются ли духами?…
Исследования установили, «что среди конторских работников женщины, чью манеру одеваться охарактеризовали как “в высшей степени женственную”, зарабатывали в среднем меньше и реже получали повышение. Зато наиболее оплачиваемыми были те женщины, которые в своей одежде придерживались профессионального, строгого, консервативного стиля, без всякого кокетства и претензий».
«В некоторых заведениях бытует обычай устраивать по пятницам “вольный день”, когда работники любого ранга могут являться в более непринужденном виде, но, разумеется, не в пляжных шлепанцах и шортах».
Одежда — это кроме проявления фирменного стиля и элемент корпоративной культуры, и фактор имиджа, репутации компании или профессии. Одежда—еще и вид символов, связанных со статусом, принадлежностью,успехом.
То же относится и к другим статусным атрибутам на предприятии: в советское время качество материала, из которого были сделаны счеты бухгалтеров, колебалось от сосновых у младших бухгалтеров до пальмовых — у главного бухгалтера. «Наиболее эффективные символы одновременно и символичны (т. е. являются завуалированной мыслью, высказыванием), и функциональны (т. е. способствуют лучшему самочувствию, создают нужное рабочее настроение, отношение, и т. п.).
Например, какой символ может быть более сильным и убедительным, чем «белая сорочка» в IBM? Он приводит в полное недоумение конкурентов IBM. Мы носим белую со- рочку и кажемся подражателями или мы надеваем полосатую цветную рубаху и выглядим несколько непрофессионально?
Этот отличительный облик IBM идет от убеждения Тома Уотсона-старшего (основателя и главы корпорации), что быть сбытовым агентом — это уважаемое, желательное призвание, очень далекое от репутации двуличного и хитрого человека, которой пользовался коммивояжер в первой половине века. (Особое внимание имиджу торговых агентов придается потому, что люди этой профессии представляют фирму непосредственно перед лицом клиента, определяют восприятие клиентом корпорации, персонифицируют корпорацию, влияют на объем продаж, а следовательно, на успех корпорации)…
Пишущий по вопросам бизнеса Роберт Собел замечает: “…Его агенты по сбыту всегда бы носили безукоризненные строгие костюмы и были бы во всех отношениях достойными и рассудительными людьми”.
Аллен Кроу, один из старейших руководителей в IBM, рассказал нам легенду (возможно, вымышленную) о том, откуда началась “белая сорочка”. “Вы слышали это сто раз”, — отнекивался он, но мы уверили его, что не слышали. Том Уотсон-младший (сын основателя фирмы и его преемник) посещал президента одного банка, и они вошли в лифт.
Туда же вошел другой парень, одетый так, как будто он собрался на скачки — яркий галстук, кричащий костюм. Том обратился к президенту банка: “Я удивлен, что вы разрешаете вашему служащему так одеваться”. А директор банка ответил: “Том, он работает у вас”. Это все, что было нужно Тому-младшему. Он решил, что нам нужно иметь кодекс одежды. Он не хотел, чтобы его люди выглядели так, как будто собрались на скачки. “Я одеваюсь так (классическая для IBM белая сорочка и темный костюм), потому что это меня мобилизует” — про- должает Кроу».
В заключение этого раздела приведем несколько правил, которым должны следовать американские служащие крупных компаний в части одежды.
- В отношении деловой одежды вы обязаны следовать кодексу вашей фирмы, каким бы он ни был (в Калифорнии служащие некоторых учреждений, например независимых кинокомпаний, редко ходят в костюмах; не вздумайте брать с них пример, если работаете в одном из бостонских банков).
- В рамках кодекса одежды, принятого в вашей фирме, выбирайте цвет и покрой, которые вам больше всего подходят. Галстук должны носить все служащие, но вам больше идет, скажем, не синий или коричневый, а серый с красным.
- Если носите украшения, они должны быть изящными и строгими, а не кричащими, яркими или слишком большими. (У женщин украшения нередко образуют ансамбль с нарядом определенного оттенка, но они при этом не должны выглядеть, как драгоценности для бального платья, которые уместно надеть на праздничный субботний вечер.)
- Любая деталь вашего наряда — от обуви до галстука или заколки в волосах — должна гармонировать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или платье тщательно отутюжены, на галстуке — никаких пятен.
- Мужчины! Убедитесь, что в воротничке вашей сорочки (если только он не на пуговках) косточки на месте.
- Мужчины! Смотрите, чтобы ваш костюм отвечал сезонным предписаниям этикета. На Востоке и Среднем Западе белый или светло- коричневый костюм можно носить только в период от Дня Поминовения (отмечается 30 мая) до Дня Труда (первый понедельник сентября).
В рабочей обстановке нельзя:
- Носить белую обувь до Дня Поминовения и после Дня Труда (независимо от пола).
- Ждать, пока кто-то другой напомнит вам, что ваши туфли неплохо бы почистить.
- Приходить в одном и том же два дня кряду. (!)
- Надевать белые носки к темному костюму.
- Надевать галстук с пятнами от еды (разве что они совершенно не- различимы на фоне пестрого рисунка ткани).
- Носить сапоги для верховой езды (если вы, конечно, не один из высших руководителей компании со столь блистательным послужным списком, что никто не удивится, даже если вы приведе- те лошадь). («Что положено Юпитеру, не положено быку».)
- Слагаемые убеждения
- Факторы формирования команды
- Понятие и особенности групп в организации
- Заготовка для разработки коллективного договора
- Международные регуляторы трудовых отношений
- Социальные признаки этичной корпорации
- Примерные правила внутреннего трудового распорядка российской корпорации
- Культура речи корпорации (культура деловой переписки)
- Деловое общение посредством визитной карточки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу