Предмет и задачи патопсихологии

Патопсихология — раздел клинической психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания
психических процессов в норме. Оперирует психологическими понятиями.

Необходимо различать патопсихологию и психопатологию.

Психопатология — клиническая наука (раздел клинической психиатрии), занимающаяся описанием признаков психического заболевания в течении болезни, в динамике. Оперирует медицинскими клиническими терминами (этиология, патогенез, симптом, синдром).

Задачи патопсихологии:
1. Получение данных для патогенетической и дифференциальной диагностики.
2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией — оценка эффективности лечебного процесса.
3. Участие в экспертной работе (военная, медико-социальная, судебная, психолого-медико-педагогическая экспертиза).
4. Участие в реабилитационной работе.

Понятие психического расстройства

В 10-й Международной классификации болезней понятие психическое расстройство определяется как болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное
с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья. При этом изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств.

Н. Л. Белопольская (2000) указывает, что об отклонении от нормы можно говорить, если обнаруживается соответствие трем критериям:

  •  неадекватность эмоциональных реакций, поступков, речевых высказываний, мимики, жестов и поведения в целом;
  • снижение или отсутствие критичности к своим поступкам, физическому и психическому состоянию;
  •  непродуктивность деятельности.

В противовес этому психическое здоровье — это целостность, гармоничность, «функционирование на высоком уровне поведенческого и эмоционального регулирования и адаптивности». Платон говорил о здоровье, как о красоте, которая определяется соразмерностью, требует «согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

Древневосточная медицина (прежде всего китайская и индийская) исходит в своем учении из следующего кардинального тезиса: духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой
психики лежит равновесие духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, надо ценить и охранять превыше всего. Как отмечала И. В. Дубровина, «термин “психическое здоровье личности” имеет отношение не к отдельным психическим процессам и механизмам, но относится к личности в целом».
Основные принципы построения психологической модели здоровой личности:

Холистичность. Специфика предмета требует рассмотрения здоровья как системного качества, характеризующего личность в ее целостности.

Учет изначальной поливариантности интерпретаций. В силу того, что здоровье представляет собой многоаспектный феномен, необходимо учитывать и интегрировать на едином концептуальном основании различные трактовки этого явления, соответствующие разным его аспектам.

Структурность и динамизм как взаимодополняющие аспекты проблемы. Необходимо рассматривать структурные и динамические аспекты здоровья не раздельно, но в их соотношении, т. е. осмыслять проблему и аналитически, и процессуально. Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках различной содержательной направленности, является сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоровой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности являются одними из самых информативных показателей психического здоровья.

Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья. Если задаться вопросом о том, можно ли попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы отдали бы предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-либо. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: «Мы можем вместо “гармонии” сказать “равновесие”, а вместо “дисгармония” — “нарушение равновесия”.

Здоровый человек — это человек гармоничный. Соответственно, аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, — это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов.

При этом уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешнее воздействие имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И напротив, только у психически здорового, т. е. уравновешенного человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и его адекватности внешним условиям.

Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  • причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответственную возврату человека зрелость чувства;
  • постоянство места обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
  • гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

А теперь попытаемся перечислить некоторые из наиболее часто называемых в литературе критериев здоровья, распределив их в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).

Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке данных; критичность мышления; креативность, управление
мысленным потоком.

В сфере психических состояний в их число обычно включают: эмоциональную устойчивость; зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Свойства личности — это оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность, адекватный уровень притязания, чувство долга, уверенность в себе, умение освобождаться от затаенных обид (необидчивость), несклонность к лени, независимость, естественность, чувство юмора, доброжелательность, самоуважение, адекватная самооценка, самоконтроль, воля, энергичность, активность, целеустремленность.

Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала
критерии психического здоровья:

У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к ее результатам.

Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) — полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень — состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный уровень связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций — заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь — наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92 % такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

Братусь выделяет три уровня психического здоровья:

  •  высший или индивидуально-исполнительный, т. е. уровень реализации деятельности;
  • личностно-смысловой;
  • психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включенность человека в «ансамбль общественных отношений в соподчиненности и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включенности — критерий нормы
(по Б. С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

В качестве основных причин психических расстройств выделяют:

  • наследственную предрасположенность;
  • биохимические нарушения в работе мозга, интоксикации;
  • иммунные и эндокринные нарушения;
  • инфекции и паразитарные инвазии;
  •  психотравмы и депривационные факторы;
  • физические травмы мозга и его органические заболевания;
  • соматические заболевания.

Часть психических расстройств многопричинна (полиэтиологична). Возникновение заболевания зависит от индивидуальных особенностей организма, массивности болезнетворного (патогенного) фактора, места его воздействия и т. д. Одно и то же воздействие может быть патогенным для одного организма и безвредным для другого. Более того, реакция организма на патогенный агент может изменяться в зависимости от условий внешней, в том числе социальной среды, а один по качеству фактор может вызвать различные по форме и механизмам развертывания психические.

Патопсихологические синдромы
Основной клинической единицей патологического состояния является симптом. Совокупность тех или иных симптомов представляет собой синдром, или симптомокомплекс.

Судить о психическом состоянии человека на основании лишь одного или нескольких симптомов нельзя. Отдельные симптомы могут возникать при различных заболеваниях, а нередко и у психически здоровых
людей. Например, такой симптом, как астения, проявляется общим упадком сил, повышенной утомляемостью, истощаемостью, частой сменой настроения, раздражительной слабостью, нарушениями сна.

Эти расстройства характерны при многих соматических заболеваниях, часто наблюдаются у психически больных, но могут отмечаться и у здоровых людей при повышенных физических и психических нагрузках.

Симптомы имеют форму и содержание. Так, если пациент при объективном отсутствии источника сенсорного раздражителя слышит голоса, которые грозят его убить, то формой симптома будет слуховая галлюцинация, а содержанием — угроза расправы.

Для протекания психических заболеваний характерны закономерность смены одного симптома другим и определенное их сочетание в симптомокомплексе. Поэтому синдромы для диагностики психического заболевания имеют большее значение, чем симптомы.

В системе иерархии мозговых процессов различают следующие уровни: патобиологический (нарушена морфологическая структура тканей мозга, биохимические процессы в них), физиологический (нарушено течение физиологических процессов), пато- и нейропсихологический (нарушено протекание психических процессов и связанных с ними свойств психики), психопатологический (клинические симптомы и синдромы психических нарушений).

Клинические синдромы относятся к более высокому уровню вертикальной иерархии формирования и нарушения психических функций, однако их сущность не может быть понята без патопсихологического и патофизиологического анализа лежащих в их основе явлений.

Патопсихолог направляет свое исследование на изучение и анализ определенных компонентов, звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемых в клинике симптомов.

Из ряда патопсихологических синдромов наибольшее значение в клинической психологии имеют следующие:

  • шизофренический симптомокомплекс — складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры и иерархии мотивов, нарушения целенаправленности мышления
    и смыслообразования (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм и др.), эмоционально-волевые расстройства (уплощение и диссоциация эмоций, знаковая парадоксальность,
    абулия и парабулия и др.), изменение самооценки и самосознания (аутизм, отчужденность и др.);
  • психопатический (личностно-аномалъный) симптомокомплекс — складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа («относительное аффективное слабоумие»), нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт;
  •  органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс — складывается из симптомов снижения интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти, внимания, операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщения), неустойчивости эмоций (аффективная лабильность), снижения критических способностей и самоконтроля;
  • олигофренический симптомокомплекс — складывается из неспособности к обучению, формированию понятий и абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.

Кроме перечисленных, можно также выделить аффективно- эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста), психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы) и психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции) симптомокомплексы.

Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психологии и в силу этого несет на себе все основные признаки, присущие клинической психологии в целом.

Так же как и вся клиническая психология, патопсихология относится к пограничным отраслям науки и практики, возникшим на стыке дисциплин, имеющих разные предметные области, но сходных по объекту и проблематике исследований. Если клиническая психология является областью, пограничной между психологией и медициной в целом, то патопсихология самым тесным образом граничит с особым разделом клинической науки и практики — психиатрией.

Можно сказать, что патопсихология — это особый раздел психологии вообще и клинической психологии в частности, изучающий психику психически больных и аномальных людей. Клиническая психология исторически возникла в связи с запросами клиники и, решая свои специфические задачи, служит целям клинической практики. То же самое и с еще большим основанием можно сказать о патопсихологии. Патопсихология как отрасль клинической психологии возникла одной из первых и развивалась наиболее интенсивно, особенно на ранних этапах существования клинической психологии, не случайно. Психиатрия и по сей день, несмотря на огромный интерес к ней, является наименее разработанной в теоретическом и наиболее сложной в практическом плане отраслью медицинской науки и практики, в наибольшей степени связанной с психологией. Это обусловлено тем, что ее предметом выступает особый класс заболеваний — психические расстройства, сущность которых проявляется во всевозможных нарушениях психики. Чтобы исследовать психические нарушения, необходимо хорошо разбираться в том, что представляет собой сама психика во всех ее многообразных проявлениях. Вот почему знание психологии столь важно для психиатрии.

Об этом еще в 1876 г. писал И. М. Сеченов, отмечая, что психология становится основой психиатрии, все равно как физиология лежит в основе патологии тела. Надо отметить, что в России между психиатрией и психологией всегда существовали самые тесные связи. В становление психологии как науки вообще и патопсихологии в частности самый существенный вклад внесли работы отечественных психиатров, таких,
как В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский, А. Н. Бернштейн, В. А. Гиляровский и др. Интересно отметить, что за рубежом первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта В. Вундтом в 1879 г. при Лейпцигском университете, а ее деятельность имела, скорее, научно-теоретический характер. В России же первые экспериментально-психологические лаборатории, начиная с открытой в 1885 г. В. М. Бехтеревым в Казани, работали при психоневрологических клиниках и помимо научно-исследовательской деятельности реализовывали прикладные аспекты, имеющие непосредственное отношение к практике оказания помощи психически больным людям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)