Определение воображения

Воображением называется свойство сознания, позволяющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и познания. Память позволяет человеку составить представление об образах прошлого, восприятие – настоящего, воображение – будущего.

В воображении человек компенсирует недостающую ему в реальной действительности семантическую и эстетическую информацию. Он может домыслить в воображении и то, чего нет в действительности, объять своей фантазией различные временные и пространственные феномены. Поэтому воображение является одним из важнейших условий творчества в любом виде человеческой деятельности, особенно в художественной.

Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмоциями, памятью, с восприятием и с другими перцептивными процессами, используемыми творческой личностью для перекодирования и рекомбинации объективного отражения действительности в субъектном художественном образе.

Непроизвольное воображение происходит без предварительного целеполагания, когда без усилий в сознании человека происходит.

‘ Мы сознательно рассматриваем воображение не до изложения мышления, как в традиционных учебниках психологии, а в более высокой иерархии – на уровне сознания. Такое понимание воображения более адекватно предмету психологии художественного творчества, на что указывает специалист в этой области Д.Н, Абрамян: “Подобная классификация воображения (в качестве формы сознания), а не разновидности мышления представляется наиболее эвристичной и корректной в аспекте тех методологических и методических предпосылок, которые важны для развития и стыковки современной теории творчества и общей психологии’.

Крайним случаем непроизвольного или непреднамеренного воображения является сновидение, также используемое художниками в творческом процессе для вынашивания создаваемых образов. Например, музыка увертюры к опере ‘Шелковая лестница” была сочинена композитором Джакомо Россини во сне.

Другим видом непреднамеренного воображения являются грезы, возникающие в сноподобном состоянии при переходе от сна к бодрствованию (просоночное состояние) или от бодрствования ко сну (предсонное состояние). Например, фантастические образы, возникающие в воображении спящей Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин’.

Мечта – это воображение, создающее образы желаемого будущего. Мечта сродни творческому воображению, ибо она сопровождается созданием новых образов. Мечта перестает быть творческой, если она не актуализируется и не обрастает реальными действиями по ее воплощению в жизнь. Активная мечта является движущей силой человеческих поступков.

Воображению способствуют и отдельные особенности личности, например, преобладание первой сигнальной системы, художественного типа мышления. У некоторых субъектов в связи с такими особенностями может наблюдаться повышенная самовнушаемость и психосоматическая переключаемость, ведущая иногда к выраженному влиянию воображенного на ряд физиологических функций организма при нарушении законов психогигиены творческого труда, ведущих к психопатологии.

В трехлетнем возрасте маленький Костя Алексеев (Станиславоский) так живо рассказал о якобы проглоченной им иголке, что сам поверил в это, переполошив своих родителей.

У тревожно-мнительных и самовнушаемых лиц воображение может привести к патологической работе органов, хотя они не поражены органической болезнью. Воображенными могут быть рвоты, сер- дечные перебои и даже приступы аппендицита, приводящие иногда таких ‘художников” на операцию, которая выявляет, что аппендикс вовсе не изменен. Французский психиатр и гипнолог Леон Черток описал французского юношу (художественного типа) с сильно развитым воображением, которому было произведено множество ненужных операций ввиду его высокой самовнушаемости и психосоматической переключаемости. В медицинской литературе возник даже термин для обозначения такого патологического воображения – “синдром Мюнхгаузена“.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)