Информационно-экологические аспекты

Одной из наиболее актуальных задач современной науки о человеке является решение широкого комплекса вопросов, составляющих в совокупности антропологически важную проблему адаптации его к среде обитания. Научно-технический прогресс оказывает мощное влияние на все формы трудовой и учебно-профессиональной деятельности человека. Коренным образом изменился общественный труд и формы взаимодействия людей в микро- и макроколлективах, изменились потребности человека, ускорились темпы жизни, закономерности его жизнедеятельности и т.д. Подсчитано, что в экономически развитых странах к 1970 году каждый человек совершал, в среднем, в течение только одного года поездки на большие
расстояния, встречался с большим количеством людей, получал больше информации, чем их было у человека 1900 года в течение всей его жизни. О росте, например, научной информации говорят удвоение ее в различных отраслях за последние два-три года. В структуре организации сигналов, воздействующих на человека, возрос удельный вес стохастических (вероятно, случайно организованных)
стимулов различной модальности. На смену веками господствовавшему физическому труду пришел труд интеллектуальный. Академик А.И. Берг подсчитал, что если 96% работы человек в прошлом веке выполнял вручную, то сейчас – наоборот, переложил почти весь труд на долю умных машин, оставив себе 4% физического труда. Эти данные можно было бы продолжить, важно лишь отметить, что условия, о которых идет речь, стали носить длительный характер и касаются большого контингента людей, а, следовательно, они приобрели характер, экологически значимый для человека. М.М. Хананашвили, описавший так называемые “информационные неврозы” у современного человека, указывает, что огромные информационные перегрузки не могут не повлиять на психические состояния современника, учитывая также, что они происходят в условиях постоянного дефицита времени и резкого ускорения темпа жизни, смены биоритмов и климато-географических поясов. Прогрессивные зарубежные ученые также указывают, на то, что вмешательства человека в окружающую среду, а отсюда и благосостояние человека достигло той точки, после которой необходимо пристально следить за поддержанием экологического равновесия, ибо, как замечает французский эколог Рене Дюбо, “человек вводит новые силы с такой быстротой и в таких масштабах, что их воздействие настигнет его раньше, чем он успеет оценить последствия”.

Другой зарубежный экономист Вернер Зомбар пишет, что “желание ускорить темп жизни стало важным, ценным, необходимым для людей. Люди сообразовывают с этим весь свой обиход: они хотят быстрее ходить, путешествовать, предпочитают летать, они желают быстрее продуцировать и транспортировать, быстрее потреблять быстрее говорить, быстрее писать, и слово “спешно” сопровождает
всевозможные процессы и действия”.

Забота о здоровье человека предполагает оздоровление окружающей природы – живой и неживой. Но она требует и другого – заботливого внимания человека к ней.

Ученые только в последние два десятка лет приступили вплотную к исследованию характера научно-технического прогресса, а также его социальных последствий для жизни человечества. Революция в науке, технике и на производстве представляет новые требования к системе приобретения знаний, к осуществляемой профессиональной деятельности, особенно если она носит эмоционально напряженный
характер и связана с программированным обучением и эвристическим, поисковым характером креативного творчески-созидательного обучения.

Возрастание нервно-психической нагрузки на ограниченные психофизиологические параметры организма отмечено в последние десятилетия многими специалистами. Медицинский вуз не составляет исключения, так как речь идет об общей тенденции невротизации учащейся молодежи и наблюдающихся у нее деформаций общения. В этих условиях экологизации человека важное место в организации “интегрального измерения действительности”, раскрытия природных явлений в новом свете и в особом измерении принадлежит системному подходу, являющемуся методологической платформой междисциплинарных исследований в их взаимосвязи с историческим и диалектическим материализмом (Г.И. Царегородцев, М.М.
Кабанов, Б.Ф. Ломов и др.). Видным физиологом Г.Н. Крыжановским развивается с этих позиций представление о детерминирующей роли “станции отправления” (межоистемный уровень) в повышении гиперактивности мозговой деятельности и, в частности, в происхождении некоторых психопатологических синдромов (в отличие от “станции назначения”, реализуемой на внутрисистемном уровне). Отсюда ясной становится роль экологических факторов, составляющих фон для проявления коммуникаций нового типа – ускоренных, совершаемых в быстром темпо-ритме и вовлекающих мегакоммуникативны системы: кино, радио, телевидение, а также новые формы звукозрительных (аудиовизуальных) средств организации пространства общения. Сверхгромкая музыка, увеличение почти недопустимого уровня звука привлекает современного человека (особенно молодежь), что ведет к мозговой патологии и деформации общения. Так, например, преподаватель кафедры психологии Белорусского государственного университета Л.П. Новицкая (1982) обнаружила патогенное влияние рок- и дискомузыки на мозговые структуры, Э.Г.-активность и на динамику психического состояния реципиента.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)